На абхазской земле до наших дней сохранилось немало памятников культуры. Они относятся к разным периодам истории края, начиная с построек эпохи первобытнообщинного строя до архитектурных сооружений позднего средневековья.
В Абхазии много памятных мест, связанных с освободительной борьбой против иноземных захватчиков и выступлениями народных масс против феодалов и царского самодержавия. Исторические места являются, кроме того, немыми свидетелями революционной борьбы абхазского народа.
Богатая природа Абхазии, ее насыщенная событиями история, прошлое ее трудолюбивого народа издавна привлекали внимание многих деятелей культуры не только Грузии и России, но и зарубежных стран, которые внесли известный вклад в историю культуры Абхазии.
Видео об Абхазии и её памятниках
Один из самых красивых фильмов, посвященных Абхазии, её достопримечательностям и памятникам. Рекомендуем насладиться видами и рассказом об этой прекрасной стране.
Следы пребывания первобытных людей в Абхазии
Следы пребывания человека на абхазской земле относятся еще к древнекаменному веку (к эпохе нижнего палеолита). Во многих местах края советскими археологами обнаружены места изготовления орудий, так называемые мастерские, пещерные жилища, открытые стоянки и пр.
В эпоху неолита люди продолжали жить в пещерах, но селились также на берегах рек, заливов и лагун, где занимались рыбной ловлей, изготовляли лодки и другие необходимые для рыболовства предметы. Наиболее характерным неолитическим поселением в Абхазии является Кистрик близ города Гудауты.
Около 5 тысяч лет назад совершился переход от каменных орудий к металлическим. Бронзовая эпоха характеризуется становлением патриархально-родового строя. В этот период еще продолжали существовать большие рыболовецкие стоянки, но одновременно возникли и земледельческие поселения, часто имевшие примитивные укрепления для защиты от нападения врагов. К этому времени относятся первые погребения. Много памятников этого периода (орудия труда, оружие, предметы украшения и быта) найдено на территории Абхазии. Древнейшие металлические предметы, изготовленные из меди, обнаружены в каменных склепах — дольменах, с появлением которых на Кавказе зарождаются элементы архитектуры.
Первые греческие колонии
В VI и V вв. до н.э. на Черноморском побережье Кавказа появляются первые греческие колонии. С их основанием здесь начали развиваться города, ремесла, торговля. На базе местных поселений в прибрежной зоне Абхазии возникли такие значительные античные центры, как, например, Диоскурия (основанная во второй половине V в. до н. э. на том месте, где сейчас находится Сухуми).
Позже на территории Абхазии возник целый ряд античных городов: Питиус (на месте теперешней Пицунды), Гюэнос (на месте современного Очамчире), Триглиф (на месте современной Гагры) и др. Развитие городской жизни повлекло за собой и развитие гончарного производства, кирпично-черепичных кустарных мастерских. Приморские античные поселения одновременно становились и портами.
Эпоха господства римлян
В эпоху господства римлян, в первые века новой эры на территории Абхазии были созданы первые крепости. На развалинах греко-местных прибрежных поселений римские колонизаторы возводили новые укрепления и размещали в них свои гарнизоны.
В Себастополисе (Диоскурия) в начале II в. н. э. римляне построили крепость. В северо-западной части города (в районе нынешнего Дома отдыха Северного флота) они воздвигли боевую башню, в которой размещался отряд римских воинов.
В первые века нашей эры римляне возвели укрепление на Апсарской (Иверской) горе, а также построили крепости на мысе Пицунде и в Гагре.
Период византийского владычества
В начале V в. римляне утратили господство над восточным берегам Черного моря, а немного позже Абхазия становится ареной византийской экспансии. В период византийского владычества предки современных абхазов (абазги и апсилы) образовали племенной союз. В середине VI в., когда абхазы приняли христианство, в Абхазии начали строиться церковные сооружения типа базилики, создаваемые местными и иноземными зодчими на основе традиций края. Так, в некоторых храмах, сооруженных в предгорной зоне на месте древнейших абхазских языческих капищ, изображены в виде барельефов божества, почитавшиеся в Абхазии, — Алышкинтер (в храме Лашкендар, близ г.Ткварчели), Амра и Амза (в храме Пскал в с. Дхгерда) и пр.
Искусное оформление таких храмов, как Драндский, Цандрипшский, Пицундский (в черте городища) и другие, свидетельствуют о большом мастерстве их создателей.
В эту эпоху на территории края интенсивно проводилось строительство фортификационных сооружений (силами местных и иноземных, главный образок византийских, мастеров. Для отражения нашествий извне, в основном персов и арабов, наиболее серьезных противников Византии, в VI-VII вв. на территории Абхазии были построены такие крупные сооружения, как Абхазская стена (длиной 160 км), вторая линия обороны Анэкопии (в Новом Афоне) и достроена Цебельдииская крепость.
Эпоха раннего средневековья
В эпоху раннего средневековья, когда начала развиваться торговля, через горные перевалы были проложены дороги, соединившие Западный Кавказ с Северный Кавказом. Следы этих дорог стратегического и торгового назначения в некоторых местах видны и поныне. В это же время в горной зоне, особенно на древних перевальных путях, возникли характерные только для Абхазии постройки ацангвара (что в буквальном переводе с абхазского означает «ограда карликов»). Эти постройки, которые можно встретить во многих местах и ныне, по мнению одних ученых, служили для укрытия путников вдоль древних горных дорог, по мнению других, использовались как загоны для скота в непогоду.
Абхазское царство
В конце VII в. на территории Западной Грузии начало складываться Абхазское царство, которое сыграло большую роль в создании мощного Грузинского государства. В этот же период на основе консолидации отдельных племен формируется и абхазская народность. Абхазские цари стали впоследствии проводниками общегрузинской политики.
Благодаря построенным в VIII-Х вв. Хашупской, Бзыбской и другим крепостям Абхазия была надежно защищена от нашествий внешних врагов, часто вторгавшихся как с моря, так и из-за перевалов.
Храмовое строительство, получившее дальнейшее развитие, свидетельствует о высокой уровне культуры и экономики Абхазского царства и большом мастерстве местных зодчих. К замечательным образцам архитектуры времени Абхазского царства относится Лыхненский храм (X в.), Коквский собор (вторая половина X в.), церковь Симона Канонита (IX в.) и Анакопийский храм (VIII в.). В культовых сооружениях появляется фресковая роспись с надписями не только на греческом, но и на грузинском языках.
В 980 г. по решению феодальной знати Восточной Грузии власть перешла в руки Баграта III. С момента воцарения он повел энергичную борьбу за объединение разрозненных грузинских княжеств в единое государство, первым царем которого стал он сам.
В Абхазии, в селении Агу-Бедия, Баграт III устроил одну из своих резиденций. Здесь он воздвиг дворец и большой храм, украшенный фресками, росписью и богатым орнаментом. Значительная часть Бедийского архитектурного комплекса сохранилась до наших дней.
Эпоха объединенного Грузинского государства
В эпоху объединенного Грузинского государства X-XIII вв., когда страна достигла культурно-экономического расцвета, в Абхазии возводятся такие великолепные сооружения, как Пицундский, Амбарский (Мюссера), Келасурский храмы, Беслетский арочный мост (надписи в это время в основном делаются уже на грузинском языке), береговые укрепления Анэкопии. В прибрежных городах строятся порты. Некоторые из них, например Анакопийский порт, украшаются мраморными колоннами. Во многих местах края как в приморской, так и в горной зоне прокладываются дороги стратегического и экономического значения.
В XIII-XVII вв., в эпоху феодальной раздробленности Грузии, храмовое и фортификационное строительство в Абхазии сократилось. Государство уже было не в состоянии строить значительные сооружения. Крупные феодалы ограничиваются теперь строительством небольших замков и церквей. Таковы, например, княжеский дворец в Лыхнах, Анапский храм (с. Одиши), башня Оцарце (с.Чубурисхинджи). В то же время в приморских населенных пунктах генуэзские и венецианские купцы для охраны своих факторий строили укрепления. К таким сооружениям относятся крепость Сатанжо (Санта Анжело) и Всырцхинская башня в Новом Афоне.
Одновременно в ущельях и труднодоступных местах феодалами и местным духовенством для защиты от внезапных нападений строились пещерные замки: в среднем течении р.Келасури, в устье р.Мчишты, на берегу р.Кодор, у Беслетского моста и др.
Господство турок в Абхазии
В XVI в. в Абхазии обосновались турки. Они восстановили Сухумскую крепость и расположили там свой гарнизон. На границе Абхазии и Ингрелии в устье р. Ингури они воздвигли крепость Анаклию. Абхазское население предгорной и горной зон, чтобы противостоять турецкой экспансии, в свою очередь возвело крепостные сооружения в горных ущельях (например, в ущельях Дала, Псху).
Период господства турок в Абхазии отмечен общим упадком культуры и экономики. Цветущие города пришли в запустение. Замечательные произведения архитектуры, созданные предшествующими поколениями, разрушались, богатства грабились. На месте великолепных храмовых сооружений кое-где возникли деревянные мечети, не представляющие архитектурной ценности. Насаждение ислама в Абхазии отразилось и на быте населения, на многих его обрядах. И ныне в предгорной зоне края можно встретить могильные плиты с турецкими надписями и изображениями некоторых мусульманских символов (селения Лыхны, Члоу, Латы и др.).
Освобождение края от турецкого господства
Абхазский народ вместе с братским грузинским народом на протяжении нескольких столетий героически боролся за освобождение края от турецкого господства. Он добился этого в 1810 г. с помощью русского оружия.
После добровольного присоединения Абхазии к России, чтобы обезопасить абхазское побережье от врага, русские начали строить казармы и укрепления в ряде населенных пунктов, например, в Сухуми, Бомборах, Цебельде, Гаграх, Клыче и др.
Духовенство и царское правительство стали насаждать христианскую религию, чтобы закабалить отсталое население края. Оживилось строительство церквей, монастырей. Почти во всех населенных пунктах стали появляться небольшие каменные или деревянные церкви очень примитивной архитектуры. В 70-х годах началось строительство Ново-Афонского монастыря. Монахи по своему усмотрению перестраивали древние храмы, мало заботясь о местных национальных и архитектурных традициях.
В конце XIX в., в эпоху развития капитализма, стали быстрее развиваться и населенные пункты прибрежной зоны. Они все чаще завязывали торговые сношения с главными черноморскими портами. В Сухуми, превратившемся к тому времени в крупный порт, выросли административные и жилые здания, гостиницы, виллы богачей. В начале XX в. в Сухуми, Мюссере, Гаграх и Гульрипше появились модные курорты с каменными и деревянными зданиями.
В 1905-1907 гг. в Абхазии прокатилась волна революционных выступлений народных масс. Упорной была борьба абхазского народа за Советскую власть в 1917-1921 гг. История сохранила и донесла до нас немало памятников большого историко-революционного значения — места митингов, демонстраций, ожесточенных боев, революционных событий, братские могилы.
Места героических боев с гитлеровцами в районе высокогорного села Псху, на Санчарском, Марухском и Нахарском перевалах, памятники на могилах героев войны и места, связанные с героизмом советских воинов, становятся памятными объектами, свидетельствующими о вкладе Абхазии и Кавказа в героическую борьбу советского народа с гитлеровскими захватчиками. Вся история абхазского народа запечатлена в памятниках культуры. Эти величественные сооружения доносят до нас голоса сотен поколений, живших на древних землях солнечной Абхазии.