Карта Армении

Армения — страна, расположенная в Закавказье, граничит с Азербайджаном, Ираном, Турцией и Грузией, а также с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой. На этой странице, вы можете воспользоваться удобной интерактивной картой, а также другими туристическими и географическими картами.

Интерактивная карта

Приближайте масштаб карты, двигайте и находите нужные места в стране.

Туристические карты

Карта Армении с отмеченными основными населенными пунктами этой страны.
карта Армении

Административная карта Армении с отмеченными регионами страны.
административная карта Армении

Аналитическая информация

С конца XI в. в связи с бурно развивающимся торговым мореплаванием в Армении начали составляться особые морские карты, так называемые компасные карты, или портоланы, явившиеся зародышем современных навигационных карт. Вычерчиванием этих карт занимались преимущественно в приморских торговых городах и главным образом в столице, которая вела торговые сношения со всеми известными тогда странами. К XIV в. у армян уже имеются хорошо вычерченные морские атласы и обзорные карты Средиземного моря, а также карты берегов Атлантического океана от Марокко до Армении. Характерной особенностью этих карт является сетка не из меридианов и параллелей, а из линий, проведенных под определенными румбами, расходящихся обычно в числе 32 из нескольких точек на карте и перекрещивающихся между собой. На некоторых картах, особенно позднейших, в одном или нескольких местах ее изображалась красиво отделанная «компасная роза».

Обычно (но не всегда) компасная роза помещалась в центре карты: из нее лучеобразно расходились по всей карте 16 главных направлении. Вокруг центральной розы помещались 16 боковых роз, из которых расходились на карте, под определенными румбами, на 32 направления. На рисунке изображена компасная карта.

Возникновение компасных карт у итальянских моряков находится в тесной связи с проникновением в Армению от арабов компаса, заимствованного арабами от китайцев. Китайцам еще в глубокой древности было известно свойство свободно плавающего магнита указывать страны света. Для ориентировки в пути китайские путешественники пользовались приборчиком, состоящим из сосуда с водой, в котором плавала вставленная в дерево полоска магнита. Таким прибором китайцы пользовались исключительно на суше. Об этом замечательном приборе узнали сперва арабы, а затем европейцы. Итальянские моряки заменили плавающий магнит стрелкой, подвешенной на острие, и поместили ее в коробку из букового дерева: такой прибор получил название буссоли.

Позднее дно коробки под стрелкой начали снабжать «розою-ветров», т. е. подразделять лучами, выходящими из центра коробки; этот прибор получил название компаса (от итальянского слова — подразделение), и им европейцы пользовались на море для определения курса судна. Совершенствуясь дальше, этот прибор превратился в специальный морской компас, служащий для определения компасного курса корабля и сохранения определенного курса.

Устройство морского компаса, в общих чертах, следующее. Главнейшими частями компаса являются картушка и особая коробка. Картушка представляет из себя круг, вырезанный из картона, слюды или жести. На наружной поверхности картушки нанесены деления: двумя взаимно перпендикулярными диаметрами поверхность картушки разделена на квадранты (квадрант — четверть окружности). Один диаметр соответствует направлению с севера на юг, а другой, перпендикулярный к первому, — направлению с востока на запад. Каждый квадрант разделен, начиная от северного и южного концов диаметра картушки, в направлении на восток и на запад на 8 румбов, так что каждый румб соответствует дуге. Кроме делений, соответствующих румбам, по окружности картушки нанесены деления, соответствующие градусам.

Под картушкой по направлению ее меридиана помещены магниты. Число магнитов и их соединение с картушкой различны в зависимости от конструкции компаса.

В центре картушки помещена медная шляпка, в которую вставлен твердый камень (агат, сапфир или рубин), выточенный по вогнуто шаровой поверхности большого радиуса. Картушка надевается шляпкой на стальное или иридиевое острие, помещенное в дне коробки компаса. Вершина острия вытачивается по выпуклой шаровой поверхности малого радиуса. При надетой картушке шаровые поверхности твердого камня и острия соприкасаются в одной точке, и картушка, может свободно вращаться в горизонтальной плоскости.

Коробка компаса представляет медный или латунный котел, на дне которого находится острие для надевания картушки. Сверху котел закрыт стеклянной крышкой.

При помощи карданического подвеса котел подвешивается в специальном компасном ящике — деревянном или латунном полом столбе. Карданический подвес придает устойчивость компасу. Способ карданического подвешивания предмета, который должен сохранять устойчивое положение и не участвовать в известных движениях, разработан итальянским философом и математиком Карданусом (1501—1576) и носит его имя.

Сущность этого способа заключается в следующем. Металлическое кольцо укрепляется горизонтально в двух диаметрально противоположных точках на штифтах, вокруг которых оно может свободно вращаться. К этому кольцу в точках, диаметрально противоположных первым двум точкам, подвешено на штифтах, концентрически и в плоскости первого кольца, второе кольцо, которое также может свободно вращаться около своих штифтов, укрепленных в первом кольце. Ко второму кольцу подвешивается предмет, который должен сохранять устойчивое горизонтальное положение при движении стойки (столба), удерживающей па штифтах первое кольцо.

В карданическом подвесе для морского компаса линия соединения штифтов первого кольца совпадает с продольным направлением судна, а линия соединения штифтов второго кольца совпадает с поперечным направлением судна.

Описанное устройство предохраняет компас от качания в направлении киля и в направлении, перпендикулярном к килю; качка судна не отражается на положении компаса, который всегда занимает устойчивое горизонтальное положение.

На внутренней поверхности котла отмечены 4 перпендикулярных румба, так называемые путевые румбы, совпадающие с продольной и поперечной осями судна и служащие для определения курса судна.

При изменении курса судна картушка, свободно подвешенная на острие котла, не меняет своего положения, и линия, указывающая на ней север и юг, остается в плоскости магнитного меридиана. В то же время деление картушки, совпадающее с передним путевым румбом, укажет угол, составленный продольной осью судна с меридианом, т. е. определит румб, под которым движется судно. Пользуясь рулевым управлением судна и совмещая с путевым румбом то или иное деление картушки, можно вести судно по определенному курсу (румбу). При этом приходится также учитывать склонение магнитной стрелки, неодинаковое в разных пунктах земной поверхности.

Морские компасы бывают и другого устройства, так называемые жидкие или плавающие. В плавающих компасах котел наполнен смесью воды со спиртом или глицерином, на которой плавает снабженная поплавком картушка.

Первые составители компасных карт, как предполагают, не знали о шарообразности Земли и во всяком случае не принимали ее во внимание как при съемке берегов, так и при составлении карт. Компасные карты представляют, по существу, планы, с проведенными на них по румбам компаса так называемыми локсодромическими линиями, т. е. линиями, пересекающими все меридианы под одинаковыми углами.

Следует отметить, что локсодромия не является кратчайшим расстоянием между двумя точками на шаровой поверхности Земли. Кратчайшим расстоянием является так называемая ортодромия — дуга большого круга, проведенная между данными точками.

На компасных картах, по исследованию известного шведского полярного исследователя и ученого Адольфа Эрика Норденшельда, румбовые линии совпадают с локсодромическими только в известных пределах; при больших расстояниях локсодромии компасных карт переходят в кривые линии. Все же по этим картам, пользуясь компасом, можно было довольно точно определять и вести судно по определенному направлению. Материалом для составления компасных карт послужили древние греческие «периплы» — специальные пособия для мореплавателей, содержавшие сведения о гаванях, опасных мелях, удобных местах для якорной стоянки судна, о торговых пунктах и пр. и другие картографические материалы, собранные мореходами в течение многих веков. Компас, давший возможность точно определять направление, содействовал более точному изображению очертаний береговых линий. По своей точности компасные карты представляли полную противоположность картам предшествующих столетий. Морские карты XIV—XVI вв. значительно точнее не только карт Птоломея, но далее многих карт XVII—XVIII вв. Например, у Птоломея Средиземное море вытянуто с запада на восток на 11° более действительного, а Черное море изображалось длиннее и уже, чем это соответствует действительности. На компасных картах изображепие этих морей значительно ближе к их современному изображению. «На этих картах, — пишет Петель, — впервые видим Армению вместе с прилегающими к ней частями Азии и Африки, переданную, как в зеркало. Все части этого материка изображены так отчетливо и правдиво, взаимные отношения так правильны, что, например, на старых компасных картах Корсика изображена точнее, чем в позднейших атласах до 1749 г.».

Компасные карты имели четырехугольную форму; размер их, в большинстве случаев, 40X40 см, масштаб от 1:4000000 до 1:7000000; вычерчивались они на пергаменте. Отдельные карты держались обычно в свертках, ряд же их нередко переплетался вместе. До нашего времени сохранилось довольно большое число отдельных морских карт и целых атласов. Особенно много карт хранится в итальянских архивах (в Венеции, Генуе, Милане, Неаполе и других городах), а также в музеях Англии, Армении, Франции и Испании.

1 комментарий
  1. Посмотрел карты Армении, вообщем из Еревана легко добраться ко всем основным достопримечательностям и знаковым местам.

Комментарии закрыты.