Нефтяная промышленность Бахрейна


Нефтяная концессия на Бахрейне, принадлежащая в настоящее время исключительно и на равных правах «Стандард ойл компани оф Калифорния» и «Тексас компани», первоначально, в 1925 г., была предоставлена «Истерн энд дженерал синдикат» — независимой английской компании. В 1927 г. эта компания заключила с американской корпорацией «Истерн галф ойл компани» два официальных контракта, один из которых распространялся на Кувейт, а другой — на Бахрейнскую кон­цессию, переданную в 1928 г. «Стандард ойл компани оф Калифорния». Последняя организовала «Бахрейн петролеум компани» (в 1936 г. ее партнером стала «Тексас компани»), и в 1930 г. она была зарегистрирована в Канаде как английская корпорация, что было утверждено английским правительством. Первоначально концессия предусматривала аренду 40 тыс. г а земли под горные разработки, но впоследствии территория концессии была расширена, и сейчас она охватывает все острова Бахрейн. Все сделки подробно описаны Фаннингом, который упоминает и об относящихся к ним меморандумах государственного департамента США. Срок концессии истекает в июне 1999 г.

Нефтяная промышленность Бахрейна

С момента начала промышленной добычи в 1934 г. и до конца 1948 г. на Бахрейне было добыто 98,8 млн. баррелей нефти. На 1 января 1949 г. здесь имелось 66 продуктивных скважин, а среднесуточная добыча в 1948 г. составляла 30 тыс. баррелей. Глубина залегания продуктивных горизонтов, приуроченных к среднемеловым известнякам, в среднем равна 700 метров.

«Бахрейн петролеум компани» имеет нефтеочистительный завод, расположенный в северо-восточной части острова, в нескольких километрах от месторождения. Производительность завода составляет около 155 тыс. баррелей в сутки. Завод располагает двумя установками термического крекинга нефти, одной установкой жидкого каталитического крекинга, двумя установками термического риформинга, установками для производства асфальта, цехом по обработке двуокисью серы, аппаратами для перегонки сырой нефти, вакуумными установками, а также оборудованием для обработки и вторичной перегонки нефти. На заводе ежесуточно перерабатывается 30 тыс. баррелей нефти, добываемой на Бахрейне, а также 125 тыс. баррелей нефти, поступающей по 12-дюймовому подводному нефтепроводу длиною 55 км из Дахрана. Нефтепродукты подаются по трубопроводу к портовому нефтескладу на острове Ситра, откуда по 13 нефтепроводам различных диаметров (от 6 до 18 дюймов) протяженностью около 5 км они подаются к глубоководной пристани, соединенной с берегом дамбой и эстакадой. Одновременно у пристани могут нагружаться два танкера. Суда, привозящие грузы, разгружаются с помощью лихтеров, причаливающие к пристани на острове Ситра, принадлежащей «Бахрейн петролеум компани».

Окружающие остров рифы и мелководье представляют серьезное препятствие для судоходства, в связи с чем суда с осадкой свыше метра не могут становиться на якорь вблизи его берегов. Американские и английские суда обычно разгружаются с помощью лихтеров или барж. Город Манама, являющийся главным портом, постоянно заполнен туземными парусными лодками, принадлежащими ловцам жемчуга и рыбакам, которые ловят барракуд и креветок. У пристаней для погрузки пришвартовывается множество небольших судов, здесь же разгружаются суда, пришедшие из Басры и Индии. Остров Бахрейн имеет хорошие морские и воздушные пути сообщения. На острове Мухаррак находятся хорошо оборудованный аэродром и гидроаэродром, принадлежащие «Бритиш оверсис эйруейс корпорейшн». На острове развито автомобильное сообщение. Он соединен дамбами с Мухарраком и Ситрой.

Английское правительство на основании ряда торговых договоров с правителем Бахрейна — шейхом Сальман бен Хамед-эль-Халифа — контролирует денежную систему местного правительства и дает советы по всем политическим и экономическим вопросам. Отчисления за добываемую нефть делятся на три равные части. Одна часть отчислений идет в личное распоряжение шейха, другая — государству Бахрейн для капиталовложений, а третья — на общественные работы, образование, полицию и общеадминистративные расходы.

Численность населения Бахрейнских островов определяется примерно в 125 тыс. человек, большинство жителей — арабы-мусульмане. Население Манамы составляет около 40 тыс. человек, в Мухарраке же — в два раза меньше. К началу 1948 г. число служащих компании «Бапко» превышало 6 тыс. человек, более трех четвертей которых составляли бахрейнцы.

До открытия нефти главным занятием населения была ловля жемчуга. Согласно Кунцу и Стивенсону, ловлей жемчуга в этом районе занимаются уже свыше двух тысяч лет. Жемчуг был главным источником дохода Бахрейнских островов, и в периоды наибольшего спроса он приносил, согласно Уильямсу, 9 млн. долларов в год. Кунц приводит некоторые интересные подсчеты относительно доходов, получаемых от ловли жемчуга, но он также показывает, какая ничтожная часть доходов попадает в руки занятых этим тяжелым трудом людей и прежде всего в руки ловцов.

Ловля жемчуга начинается в первых числах июня и продолжается до конца сентября. В этот период обычно почти все население острова так или иначе участвует в ней. В апреле и мае, когда вода у более глубоких отмелей слишком холодна, многие ловцы жемчуга добывают жемчуг в более теплых мелких водах. Зимой с октября по май ловля жемчуга невозможна из-за сильных северо-западных ветров, и лишь в небольших защищенных бухтах и заливах добыча ведется круглый год.

Перспектива постоянной занятости и более высокий заработок в нефтяной промышленности привлекли многих ловцов жемчуга. Неопределенность заработка, а также отсутствие работы с октября по май, когда ловцы зачастую остаются без денег и вынуждены для поддержания своего существования брать в долг у торговцев жемчугом, являются крупными недостатками этой профессии, не говоря уже о том, что она связана с риском. Долги часто переходят по наследству, что заставляет многих местных жителей заниматься ловлей жемчуга против их воли. Вообще же ловцы жемчуга быстрее других осваивают различные специальности и становятся лучшими работниками на нефтепромыслах, особенно по монтажу оборудования скважин и на других работах, где требуется физическая сила.

Основными статьями вывоза Бахрейна являются нефть, жемчуг, сушеная рыба и финики. Огромное количество жемчуга направляется в Индию, откуда ввозится лес, древесный уголь, бронзовые блюда, кашемировые шали, сандалии, предметы первой необходимости и роскоши (ювелирные изделия и драгоценные камни, особенно звездные рубины, сапфиры). На базарах Бахрейна продаются американские и английские консервы и другие товары, а на узких улицах в центре Манамы можно видеть американские и английские автомобили.