Современные самолеты и вертолеты имеют высокую стоимость. Например, каталожная цена нового, современного Boeing 737 MAX доходит до 129,9 миллионов долларов. При желании организовать небольшую авиакомпанию, имеющую в штате хотя бы 5 подобных воздушных судов, владельцу бизнеса придется выложить почти 650 миллионов долларов. Поэтому, многие мировые авиаперевозчики используют лизинг самолетов.
Что такое лизинг в авиации
Авиационный лизинг как финансовую услугу, можно сравнить с арендой, либо с кредитованием, направленных на покупку самолетов, которые являются основным средством оказания услуги. Всё зависит от условий заключенного договора, который может подразумевать как аренду воздушного судна с последующим выкупом, так и без него.
Отличительными особенностями договоров лизинга в авиации является возможность получить вместе с самолетом всю необходимую инфраструктуру, оборудование и даже пилотов. Договора заключаются как на совершенно новые воздушные суда, так и на бывшие в эксплуатации у других авиаперевозчиков.
Операционный лизинг и его виды
Два основных вида: операционный и финансовый лизинг. Договора операционного лизинга заключаются на срок до 10 лет и оптимальны при запуске новой авиакомпании или расширении маршрутной сети авиаперевозчика на новые направления, по которым еще нет бизнес-данных. Еще одно из удобств подобных договоров: авиакомпании могут оперативно расширять и уменьшать свой флот, исходя из спроса и заполняемости рейсов.
Важным аспектом таких договоров является неполная амортизация техники и после окончания срока аренды самолёт может быть возвращен лизингодателю. Либо же срок аренды может быть продлён. Для России характерны договора сроком до 7-10 лет.
Мокрый лизинг
Мокрый лизинг — вид договора, при котором в аренду сдается сам самолет, полный экипаж, техническое обслуживание и страхование. В этом случае, конечный пользователь самолёта, как правило, оплачивает данную услугу с использованием почасовой ставки. Подобные договора заключаются на срок от 1 до 24 месяцев. Как правило, мокрый лизинг используется во время пиковой загрузки, открытии новых маршрутов, либо когда основные самолёты арендодатора проходят крупные проверки технического состояния и ремонт.
Разновидность, называемая влажным или сырым лизингом, отличается тем, что лизингополучатель сам обеспечивает салон воздушного суда бортпроводниками. Используется, в основном, в Великобритании.
Сухой лизинг
Грубо говоря, лизингодатель предоставляет голый самолёт без регистрации, страховки, технического обслуживания, экипажа и других необходимых для эксплуатации вещей. Такие договора обычно заключаются на срок от 2 лет и включают в себе определенные обязательства по техническому обслуживанию.
Финансовый лизинг
Финансовый лизинг (он же капитальный) — происходит по схеме, когда лизингодатель приобретает воздушное судно через сочетание залога и финансирования путём выпуска новых акций, а затем сдаёт его в аренду компании-эксплуататору. Компания-эксплуататор может получить самолёт после окончания действия договора автоматически, либо выкупить его по остаточной стоимости. В России срок подобных договоров, в среднем, составляет 15 лет, а авансовый платеж — до 10%.
Альтернативы: другие способы приобретения воздушных судов
Кроме распространенных классических схем операционного и финансового лизинга, существуют альтернативные способы приобретения воздушного парка:
- Операционный лизинг + продажа или обратная аренда.
- Банковский кредит, либо финансовая аренда.
- Наличные (собственные средства покупателя).
- Кредит по экспорту гарантированной ссуды.
- Налоговый лизинг.
- Программы поддержки производителей (обычно национальные).
- Доверительный (трастовый) сертификат на оборудование.
Лизинговые компании: кто предоставляет услугу?
На мировом рынке существует большое количество лизинговых компаний, как российских, так и иностранных. Как правило, все они связаны с крупными финансовыми группами и банками. Около 45% воздушного парка в мире берется в лизинг. Приведём в таблице некоторые из них.
Лизинговая компания | Самолёты | Клиенты |
---|---|---|
Сбербанк Лизинг | Airbus 321-200, Boeing 737 Classic, Boeing 737-NG, Boeing 747-400, Boeing 747-8F, SuperJet 100, Ан-124 Руслан, Ан-148, Ми-8. | Аэрофлот, Россия, Победа, Уральские Авиалинии, Волга-Днепр, AirBridgeCargo, ЮТэйр, Иркут, Ангара. |
ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) | 44 самолета SSJ100, 32 самолета L-410, 81 вертолетов Ми-8 и 29 вертолетов «Ансат». | Российские авиаперевозчики. |
GTLK Asia (100% дочерняя компания российской государственной ГТЛК) | 55 самолетов Airbus и Boeing | Авиакомпании Юго-Восточной Азии |
Air Lease Corporation | 271 самолёта Airbus, Boeing, Embraer и ATR. Из них 38.9% — Boeing 737-800s. | 91 авиакомпаний |
Ильюшин Финанс Ко. | Ту-214, Ту-204, Ил-96-300, Ан-158 | Признана банкротом в 2012 году. |
Видео интервью
Андрей Липовецкий, Ильюшин Финанс Ко. Короткое интервью 2018 года.
Финансовые условия
Мы привели финансовые условия от трех крупных российских компаний, чтобы вы могли оценить финансовую составляющую сделок.
Система Лизинг 24 (группа ВТБ) заключает договора на условиях, представленных в таблице.
Предмет: | новый и б/у воздушные суда |
Сумма финансирования: | от 500 тыс. до 500 млн руб. |
Аванс: | от 30% |
Срок: | до 10 лет |
Альфа-Лизинг (Альфа-Групп) предлагает условия, указанные ниже в таблице.
Валюта договора | рубли, доллары, евро |
Аванс: | от 0% |
Платежи | гибкий график |
Срок: | до 10 лет |
Типовые условия МКБ-лизинг:
Аванс: | от 10% |
Удорожание в год | от 5,44% |
Срок: | до 120 месяцев |