Карты Камеруна

Камерун — страна, расположенная в Центральной Африке, в западной ее части. Граничит с Конго, Габоном, Экваториальной Гвинеей, Чадом и Центральноафриканской Республикой.

Интерактивные карты

На этой интерактивной карте вы можете осмотреть территорию страны, найти любой населенный пункт, улицу или объект инфраструктуры, а также любую природную территорию.

Или воспользуйтесь другой интерактивной картой, которая может быть для вас более удобной.

Географическая карта

Удобная географическая карта Камеруна, на которой показаны основные населенные пункты этой страны, ее рельеф и крупные природные объекты.
карта Камеруна

Учебная и аналитическая информация

Иногда ученики неправильно принимают прямоугольную рамку условного знака в таблице за обязательную составную часть этого знака, в результате чего при изображении леса, например, всегда рисуют его с прямоугольными драницами. От такой ошибки детей нужно предостерегать, объясняя, что объекты, занимающие на карте большие площади, имеют изображение границ такое, какова действительная форма границы, возможно криволинейная.

К сожалению, в приложении к действующему учебнику V класса но указан условный знак границ между угодьями, который имеет форму черного точечного пунктира. На всех планах и участках топографических карт в учебнике и атласе этот знак имеется, обозначая границы между лесом и пашней, лугом и болотом и между любыми двумя соседними угодьями. Ученику также не обойтись без этого знака при вычерчивании каких-то участков местности, например, во время топографического диктанта. Поэтому учитель обязан познакомить с ним пятиклассников.

В начальном курсе физической географии учителю необходимо дать элементарные понятия об изображении рельефа горизонталями (на примере холма) и познакомить с отметками высот и способом послойной окраски, применяемым на мелкомасштабных физических партах.

Отметки высот в учебнике только указаны в названии параграфа при перечислении способов изображения рельефа, а в тексте этого параграфа приведены абсолютные высоты Эльбруса и впадины на восточном берегу Каспийского моря.

По-видимому, при изучении в классе отметок высоты нужно сформулировать их определение, отсутствующее в учебнике: «Обозначение на карге абсолютной высоты точки поверхности суши называют отметкой высоты». Обычно отметка высот состоит из числа, обозначающего в метрах (с точностью до десятых долей) абсолютную высоту точки, и изображения самой этой точки поверхности суши.

При ознакомлении пятиклассников с отметками высоты полезно пояснить, что они могут быть показаны как на мелкомасштабных картах, так и на планах местности. В приложении к учебнику отметки высоты есть на физических картах полушарий, физической карте СССР и на плане местности. Они имеются также на всех топографических и физических нартах в атласе для V класса.

Основу способа горизонталей составляют горизонтали. Горизонталь нельзя показать на местности, так как это воображаемая линия пересечения топографической поверхности Земли плоскостью, параллельной уроненной поверхности.

В силу сложности и абстрактности понятия пятиклассников не знакомят с этим его научным определением, отражающим и сущность, и «происхождение» горизонтали. У ученика V класса требуется сформировать представление о важнейшем свойстве горизонтали как линии, все точки которой имеют одинаковую абсолютную высоту.

Начинать это приходятся с объяснения самого термина «горизонталь» — от «горизонтальности» ее положения (вдоль линии горизонта). На уроке важно напомнить, что такое линия горизонта. После этого проверить понимание термина «горизонтальное положение», задав, например, вопросы: горизонтальна ли крышка стола учителя? Какие еще предметы в классной комнате имеют горизонтальные линии? Почему горизонтальна поверхность воды в озерах?

После этого нужно вспомнить, что такое холм, и доказать холм на картине. Дальнейшее объяснение в классе полезно вести по модели холма (лучше разборной, у которой могут отделяться части, разделенные горизонтальными плоскостями).

Поставив модель на возвышение, нужно пояснить, что это холм, стоящий у самого берета моря, соединенный с одной стороны с сушей низкой песчаной полосой. Море подступает к подошве холма с трех сторон. Далее учителю нужно объяснить, что если бы всем классам окружить этот холм и расположиться с разных сторон вдоль его подошвы, а потом одновременно подняться по его склонам на одинаковую высоту, то они окажутся в точках, находящихся на одной горизонтали (рисует мелом точки на поверхности холма одну рядом с другой). Затем учитель наносит мелом сплошную линию, проходящую через точки, потому что горизонталями называют линии на поверхности суши, вдоль которых абсолютная высота остается одинаковой, но меняется.

После этого учитель может сказать, что если только четыре человека, по одному с каждой стороны холма, поднимутся по его склонам вверх еще на такую же высоту и остановится в местах, обозначенных новыми точками, то можно через них также провести еще одну горизонталь. Таким же образом учитель предлагает подумать учащимся о возможности провести горизонталь через одну только точку, расположенную выше на этом холме.

Учитель средней школы предлагает при изучении горизонталей в V классе использовать модель холма, разрезанную на части горизонталями. Модель прикладывают к доске, обводят основание мелом, затем, снимая каждую плоскость и обводя ее, получают на доске изображение рельефа модели холма горизонталями.

Способ послойной окраски (гипсометрический), применяемый для изображения рельефа на физических картах, отличается от способа горизонталей, тем, что участки карты между горизонталями окрашивают в разные цвета. При этом образуются ступени высот, т. е. участки суши, окрашенные одним оттенком какого-либо цвета.

Особенно верное представление о характере рельефа участков суши по его изображению способом послойной окраски дает практическая работа по построению профиля по карте вдоль определенного направления. Такое упражнение предусмотрено программой по географии в V классе.

В программу курса географии материков в разделе «Африка» включены понятия о таких картографических способах изображения, как изолинии (изотермы) и линии движения.

В учебнике VI класса дана характеристика и определение изотерм. Это определение («линии, соединяющие по карте места с одинаковой температурой, называются изотермами») не совсем точно отражает основное свойство изолинии, каковыми являются изотермы. Если, например, на климатической карте Африки соединить прямой линией города Мауя и Бейра, у которых одинаковые абсолютные максимальные температуры, то она не будет изотермой, хотя, соединяя пункты с одинаковой температурой, такая линия подходит под определение, данное в учебнике.

Определение уязвимо тем, что не фиксирует внимание ученика на основном свойстве изолинии (изотермы) — представлять собой геометрическое место точек с равным количественным показателем. Характеризуя это свойство изотермы словами, доступными пониманию шестиклассников, можно предложить следующее определение изотермы: «Изотермой называют линию, вдоль которой во всех пунктах температура воздуха одинакова».

Чтобы получать полную и верную информацию о температуре воздуха и количестве осадков по климатическим картам материков, важно чтобы шестиклассники уже при изучении климата Африки хорошо усвоили способ изолиний. Это требуется и потому, что и при дальнейшем изучении географии этот способ часто применяется на учебных картах.

При объяснении сущности изотерм можно использовать схематический контур материка на классной доске, рассказывая при этом, что метеорологи вычисляют среднемесячные температуры воздуха для какого-нибудь месяца, например январские. На карте около населенных пунктов подписывают полученные величины температур. Одновременно на контуре, например, Африки у кружков, обозначающих населенные пункты, подписывают значения температур (берут 10—15 пунктов с температурами от + 10° до 4-20°). На линии, соответствующей ходу изотермы +16°, обозначенной в атласе, в нескольких пунктах нужно поставить число +16°, К северу от этой линии подписать меньшие числа, к югу — большие.

Далее учитель должен сказать, что после нанесения среднемесячной температуры у всех пунктов места с одинаковыми температурами соединяются плавными линиями (проводит изотерму + 16°).

Для проверки правильности понимания учениками сущности изотерм учитель вызывает одного из них к доске с заданием начертить на контуре Африки изотерму +24° (для этого в числе среднемесячных температур, подписанных на контуре материка, имеется несколько пунктов с температурой +24°).

Познакомив шестиклассников с тем, как строятся изотермы, учитель поясняет, что после их проведения числовые величины температур воздуха у отдельных пунктов стираются и на итоговой климатической карте не показываются.

После этого ученикам предлагается узнать по климатической карте атласа, каким цветом обозначаются изотермы января, июля, какие январские изотермы наблюдаются в Африке, какие июльские изотермы подписаны на карте.

1 комментарий
  1. Интересно было посмотреть карту Камеруна. Раньше о ней слышал, в основном, только из-за хорошей сборной по футболу.

Комментарии закрыты.