Влияние нефти на экономику Колумбии


Нефтяная промышленность Колумбии оказала очень большое влияние на развитие путей сообщения и местной промышленности. В качестве примера можно указать на то, что в настоящее время в Колумбии 1 256 км шоссейных дорог вымощены или залиты асфальтом; в ближайшие годы будут вымощены еще 3010 км. Общая протяженность шоссейных дорог в стране составляет 17600 км.

Наличие авиационного бензина, конечно, способствует развитию транспорта, поэтому количество самолетов, обслуживающих внутренние и международные воздушные линии, быстро возрастает. Число легковых и грузовых автомобилей, прицепов и автобусов увеличивается с такой быстротой, что в некоторых крупных городах возникает проблема регулирования уличного движения. Ежегодный импорт различных автомобилей вырос с 2 тыс. в 1945 г. до 12 тыс. в 1947 г. В связи с недостатком электроэнергии в ряде городов страны целые отрасли промышленности и отдельные предприятия используют для работы генераторов различные моторы, преимущественно дизельные. За последние годы постоянно увеличивается также количество тракторов, используемых в сельском хозяйстве. Согласно подсчетам, в конце 1947 г. в Колумбии имелось около 3 тыс. тракторов.

Влияние нефти на экономику Колумбии

История возникновения нефтяных концессий

В 1541 г. Гонсало Фернандес де Овиедо-и-Вальдес, известный испанский королевский историк, занимавшийся Вест-Индией, изложил свою беседу с двумя капитанами армии дона Гонсало Хименеса де Кесада.

«В своих рассказах они упоминали, что им случилось видеть за городом Латора (Барранка-Бермеха) кипящий источник, из которого по земле растекалось большое количество густой битуминозной жидкости. Они рассказали, что индейцы растираются этой жидкостью, которая укрепляет ноги и предохраняет от усталости, а христиане используют черную, пахнущую смолой жидкость для смоления своих судов».

Лишь 364 года спустя возник интерес к нефтяным источникам Бар­ранка-Бермеха. В 1905 г. Роберто де Марес обратился с ходатайством о получении привилегии на эксплуатацию нефти, угля и асфальта в течение пятидесяти лет в районе, ограниченном реками Опои и Караре. Четыре месяца спустя его просьба была удовлетворена. Был составлен контракт, определяющий площадь концессии, и де Марес обязался «организовать компанию или синдикат с достаточным капиталом для эксплуатации в больших масштабах нефтяных источников или нефтяных ресурсов» в пределах этой площади.

Согласно контракту 1905 г., Роберто де Марес должен был начать эксплуатационные работы в течение 18 месяцев после утверждения контракта. Это обязательство не было выполнено ни в течение первоначально указанного времени, ни в последующие сроки, предоставленные правительством в 1906 и 1907 гг. На этом основании 22 октября 1909 г.
контракт был расторгнут.

В течение последующих шести лет также не было предпринято ни­ каких шагов к разработке нефтяных ресурсов, и лишь в 1915 г. по причинам, на которых мы не будем здесь останавливаться, контракт был возобновлен. На этот раз для начала эксплуатационных работ был предоставлен годичный срок, истекавший 25 июня 1916 г. 17 мая 1916 г. был подписан контракт между де Маресом, с одной стороны, и дельцами из Питсбурга (Пенсильвания) — Тризом, Крауфордом и Бенедумом — с другой. Согласно контракту, последние обязались разрабатывать концессию. В июне 1916 г. началось бурение, и затем была организована «Тропикал ойл компани». Передача концессии этой фирме была официально подтверждена министерством общественных работ 25 августа 1919 г. при условии, что вновь образованная компания согласится на внесение некоторых изменений в первоначальный контракт, заключенный де Маресом в 1905 г. Изменения сводились к следующему:

  1. Компания обязуется построить в течение 2 лет нефтеперегонный завод с пропускной способностью, достаточной для покрытия нужд страны.
  2. Концессия предоставляется на 30 лет, считая со дня начала эксплуатационных работ.
  3. Концессия будет ликвидирована, если разработка месторождений окажется невыгодной.
  4. Арендная плата определяется в размере 10% стоимости валовой продукции (вместо 15% стоимости чистой продукции)

Срок действия концессии устанавливался до 25 августа 1951 г., после чего концессия Де Марес подлежала национализации.

В 1905 г. был подписан еще один контракт между правительством Колумбии и генералом Вирхилио Варко, получившим право на разработку нефти и угля, которые могли быть обнаружены в определенной контрактом области верхнего бассейна реки Кататумбо.

Генерал Барко проложил дорогу для проезда на мулах в долину Петролеа и в октябре 1906 г. получил от правительства разрешение на постройку временного нефтеперегонного завода в городе Кукута. Лишь несколько лет спустя этот завод был перенесен из Кукута в главный центр деятельности компании — Петролеа. Разработка месторождения шла безуспешно, и генерал Барко с согласия правительства продал концессию компании «Коломбиана де петролеос», контролировавшейся «Коломбиен петролеум компани» («Генри Догерти энд компани»). Первая продуктивная скважина была пробурена этой компанией на бе­регу реки Рио-де-Оро в 1920 г. После длительного судебного разбирательства концессия Барко была ликвидирована в январе 1926 г. После этого решения Барко, а также фирмой «Компании Коломбиана де петролеос» были поданы апелляции; обе апелляции были отклонены.

Тем временем между правительством Колумбии, с одной стороны, а также «Коломбиен петролеум компани» и «Саус Америкен галф ойл компани» — с другой, велись частные переговоры. В марте 1931 г. правительство предоставило последним новую концессию, занимавшую значительную часть площади бывшей концессии генерала Барко. В июле 1931 г. началась разработка концессии «Коломбиен петролеум компани», контролировавшейся «Галф ойл корпорейшн» («Саус Америкен галф ойл компани» также была дочерней компанией последней фирмы). «Колом­биен петролеум компани» эксплуатировала концессию до октября 1936 г., когда она была передана в совместное владение двух компаний — «Тексас петролеум» и «Сокони-Вакуум».

По условиям контракта 1931 г., по прошествии первых 10 лет его действия «Коломбиен петролеум компани» было предоставлено право сохранить за собой не более половины всей площади концессии. Компания сохранила для эксплуатации около 184 тыс. га, остальная площадь была возвращена правительству. Срок эксплуатации и контракт на
оставшуюся площадь концессии истекает 25 августа 1981 г.

С 1905 по 1931 г. был предоставлен ряд других нефтяных концессий, однако ни одна из них не дала промышленной нефти.