Родители и дети на Кубе


На распределение ролей в семье оказывает влияние и такое новое для Кубы явление, как всеобщее школьное образование. В семье, где все имеют образование, отец не является единственным, кто способен принять правильное решение. В большинстве современных семей дети опережают родителей по уровню образования, чем, по мнению известной на Кубе исследовательницы — социолога Н. Перес Рохас, объясняется рост авторитета детей при одновременном ослаблении авторитарности главы семьи. Кроме того, школа формирует новое сознание молодежи, и через подростков происходит перестройка семейных отношений, ориентация их на повышение статуса женщин, на ослабление субординации, регламентации и старых правил этикета для детей.

Изменение взаимоотношений родителей и детей

Изменения, которые претерпевают взаимоотношения родителей и детей, выражаются в большей степени свободы последних от воли родителей, в исчезновении некоторых внешних атрибутов уважения старших. Из бесед с информаторами можно заключить, что и в прежние времена браки заключались по взаимному влечению молодых. Но если раньше сын спрашивал совета родителей, то сейчас это делается реже, и, напротив, все чаще сначала женятся и только после этого ставят в известность родителей. В свете происшедших перемен трудно поверить, что еще несколько десятков лет назад не только девушке, но и юноше до 18 лет не позволяли гулять поздно вечером без взрослых.

Родители и дети на Кубе

Один пожилой крестьянин жаловался, что среди маленьких детей стало меньше послушания и уважения к родителям. Когда он сам был ребенком, детям не полагалось входить без разрешения в комнату, где родители беседовали с кем-нибудь из взрослых, а сейчас матери не обращают на это внимания. Приметой изменения функций семьи, оказывающего влияние на формирование личности, является растущее участие школы в социализации и воспитании детей, что наряду с положительными моментами несет неизбежные потери для самих детей и семьи в целом, смыкаясь с проблемой работающей матери и отсутствующей бабушки.

Особенности взросления детей в сельской местности

В сельских условиях дети особенно много времени проводят вне семьи. В соответствии с существующим на Кубе подходом к образованию в большинстве сел имеется только начальная школа, а учащиеся второй ступени большую часть года живут в школах-интернатах далеко от дома, где они совмещают учебу с сельскохозяйственным трудом. Дважды в месяц на субботу и воскресенье они разъезжаются по домам. Порой из-за плохой погоды и невозможности транспортировки ребят эти свидания с семьей откладываются на более продолжительный срок. Некоторые матери признавались, что, подолгу не видя детей, они теряют над ними контроль. Система таких сельских школ, получившая развитие с 70-х годов, охватывает не только сельских, но и городских ребят.

Городские семьи, в которых оба родителя работают, стремятся устроить своих детей в школы-интернаты, и части родителей это удается. Основная причина такого странного на первый взгляд поведения взрослых — желание быть спокойными за детей, уверенность, что они будут вовремя накормлены, а после уроков учителя за ними присмотрят. Это явление, связанное с неналаженностью общественного быта отсутствием сети столовых где бы школьники могли обедать после уроков со слабым развитием организации досуга подростков» которая призвана ограничить власть улицы снимает одни проблемы и порождает другие. Отрыв от семьи ослабление контактов детей с родителями осложняет их взаимопонимание приводит к преждевременной самостоятельности подростков.

Отношение к маленьким детям на Кубе

Отношение к маленьким детям — продолжение структурных особенностей семьи. Нам удалось зафиксировать лишь немногие характерные особенности ухода за детьми и системы воспитания» в которых появляется этническая традиция.

Из общих наблюдений можно заключить, что кубинцы относятся к детям с нежностью и большим терпением особенно к малышам до пяти-шести лет. Услышать плачущего малыша нам не приходилось ни в доме, ни на улице, ни в транспорте. Младенцев не пеленают и часто берут на руки. По традиции матери нередко кормят грудью до 2 лет в любое время по желанию ребенка. С большой теплотой относятся к детям многочисленные родственники. В результате у детей воспитываются ответные чувства привязанности, контактность и общительность.

О ритуальных элементах, связанных с рождением и уходом за младенцами, можно узнать в основном из рассказов стариков. До революции в сельской местности родильных домов не было. Рожали дома с помощью повитухи, которая первое время наблюдала за здоровьем матери и ребенка. Народная медицина вобрала в себя элементы африканского и в меньшей степени — индейского происхождения, как и народный католицизм, пронизанный языческими культами. Например, одним из широко распространенных до недавнего времени способов заживления пупка было прикладывание кусочка коры священной сейбы.

Для спасения души и защиты ребенка от болезней и злых духов наряду с крещением практиковался обычай ношения „асабаче” — амулета из гагата (черного янтаря). Асабаче, по народному поверью, наделен магической силой против сглаза, и его надевали на шею или прикрепляли к нательному белью младенца с трехмесячного возраста, когда он становится красивым и привлекает всеобщее внимание. А снимали в год или два, потому что позже ребенок не так часто болеет. Той же цели служил талисман из кусочка сейбы (ceiba macho), который надевали на шею или запястье. Ручку повязывали красной лентой, которая была не видна под рубашкой. На селе до наших дней сохранился обычай — в этом мы имели возможность убедиться сами — угощать соседей и родных» приходящих поздравить родителей с рождением ребенка и взглянуть на него под шутливым предлогом убедиться, похож ли он на отца, символическим напитком алиньяо — алкогольно-фруктовой настойкой» которая может храниться долгие годы.

Преемственность культовых норм в семье

Преемственность культовых норм в семье осуждается общественным мнением, сформировавшимся за послереволюционный период, поэтому их стараются не афишировать и рассказывают о них только в прошедшем времени.

Все еще бытует предпочтительное отношение к рождению мальчика. Считается, что чем сильнее мужчина, тем большая вероятность родить от него мальчика. Отца появившейся на свет девочки кое-где в шутку награждают недвусмысленными эпитетами типа чанклета (шлепанец; никчемный, никудышный человек), которые воспринимаются мужчиной как обидные. Первенцу мужского пола часто дают имя отца, иногда двойное имя: первое — в честь отца, второе — в честь деда.

Одновременно обращает на себя внимание отход от пережиточных установок, идущих от патриархальной семьи. Так, если до революции в соответствии с общественными требованиями одним из главных качеств, прививаемых старшим детям, было послушание, то теперь на первое место выдвинулись другие.

Ослабление власти родителей в семье, особенно диктата отца, влияет на качество внутрисемейных отношений и отношений с другими людьми, но не подрывает устоев семьи как таковой. Несмотря на определенное изменение ролей, на рост числа семей, возглавляемых женщиной, в большинстве случаев отец продолжает быть признанным главой и мать сохраняет свои традиционные функции. С матерью кубинских детей связывает наибольшая близость. Мать — стержень семьи. Поскольку уход за детьми и воспитание традиционно лежат на матери, с ней от рождения до зрелого возраста дети проводят гораздо больше времени, чем с отцом, не говоря уже о матрифокальных семьях, в которых дети растут без отца. Глубокая привязанность к матери и сильное влияние ее сохраняется на всю жизнь. Не будет преувеличением сказать, что на Кубе существует культ матери, который является своего рода оборотной стороной мачизма. Не случайно празднование Дня матерей, введенное в странах Латинской Америки в начале века, не только привилось на Кубе, но и стало здесь самым большим общесемейным торжеством.

Забота о матери и сыновий долг

О матери дети проявляют особую заботу. В разных провинциях мы встречались с бытованием обычая, когда взрослый сын, начиная зарабатывать (в сельской местности это происходит рано, примерно с 16 лет), выдает часть зарплаты матери на ее личные расходы, так, чтобы отец не касался этих денег.

Сыновний долг по отношению к родителям преклонного возраста в наибольшей степени выполняется теми из взрослых детей, кто с ними живет, обычно младшими. Если родители или один из них живут отдельно, дети опекают их, по очереди навещают и оказывают необходимую помощь. Некоторые хозяева финок признавались нам, что не столько женатые дети помогают им материально, сколько, напротив, они сами оказывают помощь детям деньгами и продуктами. В городах Кубы существуют и дома для престарелых. Все же общественное мнение безоговорочно осуждает невнимание, равнодушие к старым родителям, отдельное проживание одинокой матери или отца, и в кубинских семьях с этим очень считаются.

Родители, особенно матери, посвящают детям всю свою жизнь, потом помогают растить внуков. В крестьянских семьях, живущих по соседству или на одной финке, к бабушке приводят сразу нескольких внуков. Только в самые последние годы в Гаване среди пенсионеров, в том числе семейных лиц, появились группы здорового досуга. Это новое движение свидетельствует о переменах в самосознании пожилых родителей.

В восточной провинции Гранма, в одной из отдаленных горных мунисипий, где традиции сохраняются особенно бережно, мы побывали в доме членов производственного кооператива Кандидо, 39 лет (образование 6 классов), и его жены Аны, 44 лет, без образования. С ними живут двое из троих детей Аны от первого мужа. Двое детей Кандидо остались с его прежней женой. У Кандидо с Аиой нет ни собственной земли, ни своего хозяйства, но они держат двух лошадей главным образом для того, чтобы навещать стариков родителей в других мунисипиях — отца Аны и мать Кандидо. Отцу Аны за 80 лет, он пережил трех жен, оставивших ему больше 20 детей, и живет с одним из сыновей. Матери Кандидо тоже более 80 лет,и она живет одна. Кандидо каждый день после работы навещает мать, помогая ей обрабатывать приусадебный участок, где они выращивают самое необходимое — бананы, юку, бониат, а также тростник для свиньи и кур.

Остается добавить, что в приведенном случае, как и в большинстве семей, с которыми мы имели дело в сельской зоне, супруги живут в фактическом, незарегистрированном браке.

Комментарии и вопросы
Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


*

code