Карты Габона

Габон — страна, расположенная в Центральной Африке, граничащая с Экваториальной Гвинеей, Конго и Камеруном, омывается Гвинейским заливом.

Интерактивные карты

Удобная интерактивная карта Габона, на которой можно найти любое место в этой стране, а также разобраться с ее рельефом или посмотреть на нее в спутником режиме.

Также, можно воспользоваться альтернативной интерактивной картой, расположенной ниже.

Туристические карты

Удобная карта Габона, на которой можно увидеть все основные города страны с названиями на русском языке, а также рельеф территории.
карта Габона

Карта национальных парков страны и особо охраняемых природных территорий.
карта национальных парков Габона

Учебная и аналитическая информация

Формирование понятия об элементах содержания карты достигается путем упражнений с картами атласа или текстовыми картами учебника. Ученику предлагается установить, какие элементы содержит рассматриваемая карта. Целесообразно вначале привлекать для упражнений карты тематические, на которых представлен какой-то один элемент содержания, а затем рассмотреть и общегеографическую карту. Подобное упражнение, помимо лучшею уяснения содержания карт, способствует развитию такой мыслительной операции школьника, как обобщение, потому что в процессе анализа карты виды однородных объектов (моря, озера, реки) нужно объединять в роды (водные объекты).

В курсе физической географии Габона в VII классе рассматриваются структурные составные части советских топографических карт, в частности километровая прямоугольная сетка. Из элементов картометрического оснащения изучаются также шкала заложений и схема углов направлении.

Шкала заложений помещается под нижней рамкой каждого листа топографической карты. Имеется она и на упомянутых учебных картах У-33-65-Б (в учебнике) и У-34-37-Б-В (в атласе). Использование шкал хорошо объяснено и показано в учебнике. Схема углов направления объяснена в учебнике на рисунке, а прием использования схемы дан в тексте на этой же странице. Для выполнения задания по использованию схемы необходимо: найти на карте село, провести по линейке линию от его центра к отметке 180,7. В месте пересечения линии с вертикальной линией километровой сетки измерить ‘ транспортиром дирекционный угол. Он равен 149°. Судя по схеме углов направления под южной рамкой карты, северный конец истинного меридиана отклоняется в среднем от северного конца вертикальной линии километровой сетки к востоку на 0°30′. Следовательно, истинный азимут искомого направления меньше дирекционного угла на 0°30’.

В курсах экономической географии изучение предмета основано на работе с большим количеством общеэкономических и других социально-экономических карт. Уяснение относящихся к структуре элементов содержания этих карт очень важно для правильного их использования. На социально-экономических картах отображают следующие элементы содержания: населенные пункты, население (с его количественной, социальной, профессиональной, возрастной, половой и т. д. характеристикой), хозяйство (его крупные отрасли — промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительная индустрия), политико-административное деление, культуру и т. д.

Общегеографических карт в курсах экономической географии применяют мало, здесь преобладают тематические карты, но на них, помимо элементов, раскрывающих тему карты, всегда присутствуют некоторые элементы природы. Например, на политической карте мира к учебнику IX класса показаны границы государств и их столицы. Эти сведения раскрывают тему карты. Но, кроме того, на карте изображены реки, озера и населенные пункты, не являющиеся столицами. Эти объекты относят к географической основе тематической карты. Они на карте нужны не сами по себе, а в качестве ориентиров, помогающих уяснить географическое положение государств, В курсах экономической географии, проводя анализ карты с выявлением элементов содержания, полезно отделять элементы, раскрывающие темы карты, от тех, которые относятся к географической основе.

Из принципов классификации географических карт в школьном курсе географии более полно представлено их деление по охвату территории и по масштабу, меньше раскрыта классификация по содержанию и совсем не рассматривается деление карт по назначению.

К. А. Салшцев, описывая общегеографическую карту, перечисляет эти основные элементы местности, относя к ним: формы поверхности (рельеф), воды, растительный покров и грунты, населенные пункты, пути сообщения, государственные и административные границы и другие. Приведенным перечислением элементов содержание общегеографической карты может не исчерпываться: к другим элементам могут, например, относиться объекты хозяйства и культуры.

Из приведенных научных определений можно сделать вывод, что на общегеографической карте отображают лик Земли в целом, показывая главные природные особенности территории, а также проявления деятельности на ней человека. К такому пониманию общегеографической карты и следует подвести шестиклассников!

Целесообразно также в работе с учениками VI класса более четко выделить элементы содержания, обычно представленные на общегеографических картах, ограничив их тремя природными (рельеф, воды, почвенно-растительный покров) и тремя, связанными с деятельностью людей (населенные пункты, пути сообщения, государственно-административное деление территории).

Если же на карте, помимо шести названных элементов, представлены и другие, то от этого (согласно научному определению) карта не перестает быть общегеографической.

Комментируя характеристику общегеографической карты, данную в учебнике, учитель обращает внимание и на сам перечень элементов содержания, и на последний отмеченный выше факт о возможности увеличения количества показываемых элементов. Необходимо подчеркнуть также следующее:

  1. при перечислении элементов содержания этих карт в учебнике не упомянуты растительный покров и грунты;
  2. такой элемент, как воды, в перечне заменен перечислением входящих в этот элемент видов объектов (реки, моря, озера).

Но в отношении других элементов такой расшифровки не сделано, поэтому логичнее и о водах говорить в целом.

Тематические карты достаточно ясно охарактеризованы в учебнике. В науке и производстве твердо укоренилось название «тематические карты», поэтому синоним «специальные» желательно но употреблять. Если сравнить характеристику комплексных карт, данную в учебнике, с приведенным выше научным определением общегеографической карты, то сложится впечатление, что и комплексные, и общегеографические карты — одно понятие: в учебнике сказано, что на комплексных картах, помимо элементов общегеографического содержания, показывается хозяйственная деятельность, но хозяйство может быть отображено и на общегеографических картах.

Научное толкование понятия комплексной карты в настоящее время связывается не столько с набором элементов содержания, сколько со степенью обобщенности показателей этих элементов. При этом комплексные карты сопоставляются с так называемыми синтетическими картами. Если на карте показано несколько свойств явлений или несколько взаимосвязанных явлений, но каждое в своих показателях, то такую карту называют комплексной. Примером могут служить синоптические нарты о изображением температуры воздуха, его движения, ветра и других элементов погоды. Как видно на комплексной карте, каждый из элементов может читаться раздельно. Синтетические же карты дают некоторое целостное отображение явления, в котором слагающие его составные элементы неразличимы. Антагонистом приведенной выше карты может служить синтетическая карта типов погоды, у которой в легенде даны обобщенные характеристики погод (например, пасмурная с осадками или малооблачная). В силу иного основания классификации при выделении комплексных карт, чем при выделении нарт общегеографических и тематических, нецелесообразно их включение в деление карт по содержанию.

В курсе географии материков достаточно усвоения учащимися отличия общегеографических карт от тематических, которые, в свою очередь, подразделяются на карты природы и карты, показывающие человека и его деятельность. В качестве метода изучения этого вопроса можно рекомендовать практическое упражнение, направленное на то, чтобы научить шестиклассников устанавливать, к какому из этих типов относятся привлеченные к работе карты.

В начале занятия учитель на примере стенных карт знакомит с особенностями каждого типа. После характеристики тематических и общегеографических нарт предлагается рассмотреть несколько текстовых карт учебника (одинаковых для всех учеников класса) и ответить на вопрос: какие из них общегеографические, какие нужно отнести к тематическим. Критерием для этого выбора может служить наличие на карте шести обязательных элементов общегеографической нарты. Если хотя бы одного из шести элементов на карте нет, ее нельзя считать общегеографической.

Поскольку в учебнике общегеографических карт нет, достаточно просмотреть 4—5 тематических карт, например какую-нибудь климатическую, областей материка, а в заключение карту маршрутов путешествий в Африке. После этого можно перейти к картам атласа. К сожалению, имеющиеся в атласе общегеографические карты названы комплексными. Они действительно таковыми являются по независимости показателей явлений, но по набору элементов содержания они в то же время общегеографические. В связи с этим примером полезно иметь в виду, что общегеографические карты и в других случаях (в атласе VII класса, научно-справочные и т. д.) в названии этого термина не имеют, в чем состоит внешнее отличие от тематических карт, у которых в названии указана их тема.

1 комментарий

Комментарии закрыты.