Карты Грузии

Грузия — страна, расположенное частичное в западной части Закавказья, частично в Восточной Европе, частично в Передней Азии и частично на Ближнем Востоке. Омывается Черным морем.

Интерактивные карты

На разных картах территория Грузии изображается по-разному. На картах, сделанных международными и европейскими компания территория страны показывается вместе с включенными в них Абхазией и Южной Осетией в качестве регионов.

На интерактивной карте от российского сервиса можно увидеть, что Абхазия и Южная Осетия обозначены в виде самостоятельных и независимых государств, не смотря на то, что всего пять стран мира признали их независимость.

Туристические карты

Географическая карта Грузии до начала войны в Южной Осетии. На ней показан рельеф страны, основные города и автотрассы.
карта Грузии

На этой карте показана политическая ситуация после отделения Абхазии и Южной Осетии.
карта Грузии после войны

Учебная и аналитическая информация

Следующим этапом в изучении изотерм является овладение учащимися умением определять температуру воздуха в пунктах, расположенных как на изотермах, так и между ними.

Ученикам предлагается определить температуру воздуха в каждой из точек, нанесенных на схеме. Перед тем как перейти к 4-й и 5-й точкам, учитель должен пояснить, что температура в точках, расположенных между изотермами, зависит от расстояния от точки до соседних изотерм. Например, если 4-я точка расположена посередине между изотермами +20° и +30°, то и температура воздуха в атом пункте средняя между указанными числами, а именно +25°.

Умение определять температуры воздуха с помощью изотерм закрепляется упражнениями по климатической карте Африки. Сначала учитель на степной карте показывает, как меняются среднеиюльские температуры воздуха в Африке вдоль Гринвичского меридиана. При этом он объясняет, что на самом севере материка (побережье Средиземного моря) температура равна +24°. К югу она увеличивается до +32° (в пункте пересечения Гринвичского меридиана с одноименной изотермой). Еще далее к югу и, в частности, на северном тропике температура выше +32°. С приближением к Нигеру она опускается до +32°, а затем понижается до +24° на берегу Гвинейского залива.

Ученикам предлагается проделать аналогичные упражнения по другим направлениям, например вдоль меридиана.

В заключение беседы об изотермах учитель обращает внимание на то, что в некоторых участках карты изотермы имеют форму замкнутых неправильных линий. Путем сопоставления климатической карты с физической (или c картой природных зон) выявляется, что замкнутые изотермы соответствуют районам горных поднятий (Атласским горам, Абиссинскому нагорью, Драконовым горам). Напоминая учащимся, как изменяется температура воздуха с подъемом в горы, учитель констатирует, что внутри района, ограниченного замкнутой изотермой, температура воздуха ниже, чем на самой изотерме.

Переходя к изображению осадков на климатической карте, учитель поясняет, что на ней показано среднегодовое их количество; напоминает при этом, что осадки измеряются по высоте выпавшего слоя воды в сантиметрах или миллиметрах. Желательно, чтобы ученики вспомнили, какое количество осадков выпадает на местности, в которой они проживают.

Ученикам предлагается выяснить в таблице условных знаков климатической карты:

  • оттенками какого цвета закрашиваются на карте места с малым количеством осадков (менее 250 мм);
  • какие краски используются для районов с большим количеством осадков (более 500 мм), как окрашены районы с количеством осадков от 250 до 500 мм.

Уяснив условные обозначения, учащиеся могут решать и такие задачи: указать количество осадков в пустыне Сахара, в бассейне реки Конго (Заир).

Желательно, чтобы после этих упражнений учитель привлек внимание учеников к границам частей территории, указав, что на разных границах одного и того же района количество осадков различное. В качестве примера можно привести территорию, в пределах которой находится озеро Чад. Судя по ее окраске, она имеет от 250 до 500 мм осадков. По вдоль северной границы количество осадков равно 250 мм, по-скольку здесь проходит участок с осадками от 100 до 250 мм. Соответственно вдоль южной границы вблизи южных берегов озера количество осадков равно 500 мм. С помощью этого пояснения учащиеся наглядно убеждаются в том, что по всей территории района количество осадков неодинаково.

В домашнем задании по рассмотренной теме целесообразно предложить ученикам описать по климатической карте метеорологические элементы определенного района, который в классе не рассматривался совсем. Пример подобного домашнего задания: изучить климатические условия и ответить на следующие вопросы:

  1. Какова среднеиюльская температура воздуха на севере? Как она изменяется при движении от севера к югу?
  2. Какова среднеянварокая температура воздуха на побережье и в средней части острова?
  3. В каких частях страны больше выпадает осадков (сколько)? В какой части страны годовое количество осадков такое же, как в нашей местности?

Что касается линий движения (их чаще называют в картографии знаками движения), то учащиеся легко усваивают этот способ показа явлений на картах. Поэтому задача учителя при показе на климатической карте направления ветров (изображенных стрелками) сводится к пояснению того, что каждая стрелка означает перемещение воздуха не только вдоль нарисованной линии, но и на сравнительно широкой полосе по обе стороны от нее. Для проверки того, насколько правильно ученики понимают это, полезно предложить им указать направление ветра в пунктах, расположенных между стрелками, например: каково преобладающее направление ветра в январе у озера?

В курсе физической географии СССР в VII классе дальнейшее развитие получают знания и об условных знаках, и о способах картографического изображения. В тексте учебника достаточно доступно показано различие трех групп условных знаков — площадных, линейных и внемасштабных.

Внемасштабными условными знаками в учебнике названы те, что не выражены в масштабе карты. Точнее, в соответствии с ГОСТом нужно внемасштабными считать «картографические условные знаки, применяемые для изображения объектов, площади которых не выражаются в масштабе карты». Картографические условные знаки, применяемые для заполнения площадей объектов, выражающихся в масштабе карты.

Изучение деления условных знаков на три группы имеет смысл лишь в том случае, если ученики усвоят относительно каждой группы следующие их особенности: площадный знак позволяет узнать форму территории, занимаемой объектом, и измерить ее площадь; по линейному знаку можно узнать только длину объекта, но не ширину, а иномасштабный знак даст возможность судить в геометрическом смысле линии, о месте точки на карте, занимаемом объектом.

В программе физической географии СССР говорится о необходимости изучать в VII классе четыре способа изображения явлений на картах: фоновую окрашу, ареалы, изолинии, линии движения. С двумя из них (изолинии и линии движения) ученики знакомы но предыдущему курсу. Можно, следовательно, опираясь на эти знания, несколько расширить оба понятия.

В отношении способа изолиний достаточно обобщения того, что известно о горизонталях и изотермах в соответствии с текстом учебника. Для проверки правильности понимания сущности этого способа полезно проделать упражнения на распознание того, в каких текстовых картах учебника он применен (заметим, что этот способ использован для показа различных явлений на 12 текстовых картах учебника, на трех картах в приложении и на большинстве карт в атласе).

Способ линий движения (знаков движения), как выше отмечалось, прост и легко доступен для понимания. В VII классе можно добавить к имеющимся уже сведениям об этом способе следующее. Он может выражаться на картах стрелками (как на карте воздушных масс) и полосами, ширила которых находится в определенной зависимости от величины явления. Примерам применения этого способа в этом последнем варианте может служить карта водоносности рек в учебнике физической географии СССР. На этой карте ширина голубой полосы, изображенной по обе стороны русла рек, соответствует величине расхода воды на данном участке. В картографии подобная разновидность способа знаков движения носит название эпюры.

1 комментарий
  1. Грузия — потрясающая страна! Но, конечно, отделение Южной Осетии и Абхазии сильно уменьшили её территорию.

Комментарии закрыты.