Карты Гвинеи-Бисау

Гвинея-Бисау — страна, находящаяся в Западной Африке, граничащая с Гвинеей и Сенегалом. Кроме материковой части, к территории этого государства относятся архипелаг Бижагош и остров Болама.

Интерактивные карты

На этой интерактивной карте Гвинеи-Бисау вы можете найти любой населенный пункт, улицу или природный объект страны. Вы можете двигать, уменьшать и увеличивать карту для получения нужной информации.

Также, вы можете воспользоваться другой, менее детальной картой Гвинеи-Бисау.

Туристические карты

Простая и понятная карта Гвинеи-Бисау с обозначенными основными населенными пунктами страны, автодорогами, реками и горами.
карта Гвинеи-Бисау

Учебная и аналитическая информация

Два других способа картографирования (ареалы и фоновая окраска) целесообразно изучать в сравнительном плане, сопоставляя друг с другом их особенности. Тот и другой способ многократно применен на картах в самом учебнике и в атласе, а также на учебных картах для старших классов.

Несмотря на это (и на содержание программы), о способе ареалов в тексте учебника нет упоминания. Понятие об ареале несложно: способом ареалов называют выделение на карте области распространения какого-либо объекта (явления). На картах в учебнике VII класса этим способом выделены, например, территория Гвинеи-Бисау (на схеме разграфки международной миллионной карты), ледниковый покров и области горного оледенения (на карте четвертичиого оледенения), области осадков на синаптической карте, каменноугольные бассейны на тектонической карте. На картах атласа ареалами показаны: граница максимального оледенения, границы бассейнов углей, южная граница вечной мерзлоты, зимняя граница плавучих льдов и другие явления.

Судя по этим примерам, ареалы отображают либо линейным условным знаком (показывающим границы занятой области), либо площадным условным знаком, a am мигающим всю запятую территорию. Есть и другие графические формы выражения способа ареалов. К ним следует привлечь внимание учеников в VIII классе при изучении социально-экономических карт.

Способ фоновой окраски в учебнике более точно назван способом качественного фона, В характеристике способа указаны его главные черты:

  • при её применении изображаемая территория делится на части, различающиеся по какому-либо признаку (качеству),
  • это различие выражено на карте разным цветом окраски или различной штриховкой.

Особенности каждого из двух способов хорошо выявляются при их сопоставлении, проводя которое учитель может указать на следующие различия:

  1. Ареалом показывают явление, распространенное на ограниченном пространстве, а качественным фоном — явление, занимающее всю изображаемую на карте территорию.
  2. Ареалом выделяют территорию, на которой явление есть, а способом качественного фона показывают, на какие части делится территория по определенному признаку распространенного на ней явления,
  3. При применении способа качественного фона на каждом конкретном участие карты распространена только одна из разновидностей явления, а при способе ареалов один и тот же участок карты может оказаться в пределах нескольких ареалов (последний случай нередок на справочных картах).

Нужно заметить, что оба рассмотренных способа картографирования применены на многих учебных картах в атласе и учебнике по курсу географии материков в VI классе. С другой стороны, сравнительная простота обоих способов позволяет предложить их теоретическое изучение уже в VI классе в порядке расширения вопроса об изучаемых в этом курсе тематических картах.

В программе курсов экономической географии нет требования изучать способы картографирования, применяемые на учебных специальных географических картах — населения, общеэкономических, политико-административных и др. Выше, однако, отмечалось, что без знания способов картографирования содержание карты неполно раскрывается читателю.

Уже в VIII классе многочисленны примеры применения на текстовых картах учебника и на картах атласа таких способов картографирования, как способ значков, линейных знаков, ареалов, качественного фона и знаков движения. Особенно часто применен способ значков. Этим способом показаны, например, морские порты и их грузооборот, промышленные пункты или просто населенные пункты. Естественно поэтому, что при частом обращении к этому способу картографирования (который широко применяют и в справочной картографии) желательно постепенно сформировать у учеников понятие о главных его особенностях.

Интересен пример применения структурного значка на карте в учебнике экономической географии Гвинеи-Бисау «Морские бассейны и порты Гвинеи-Бисау». Здесь показаны:

  1. различия радиусов значков (в форме секторов круга), пропорциональные величине грузооборота, позволяющие указать относительную значимость каждого порта;
  2. деление секторов на части, размер которых пропорционален видам грузов.

В других случаях использования структурных значков части, на которые значок делится, равны между собой, как это можно видеть и на текстовых картах учебника (приложение 10), и в атласе. Нужно, однако, знать, что по степени значимости отраслей промышленности в промышленном пункте на первом месте стоит отрасль, обозначенная первой справа от вертикальной линии в верхней части, значка. Далее отрасли, все менее значимые, размещены по часовой стрелке от этой первой.

На цветных картах нужно обращать внимание учеников на то, что при отображении промышленности значковым способом отдельным отраслям присвоен по традиции определенный цвет, значка (или сектора): черную металлургию показывают вишневым цветом, цветную металлургию — оранжевым, химическую промышленность — фиолетовым, машиностроение — красным, текстильную — голубым, пищевую — желтым, лесную — зеленым, строительную — оливковым. Подотрасли обычно различают разной штриховкой условного знака.

Значками-ареалами называют внемасштабные условные знаки, отображающие явления, распространенные на территории, площадь которой могла бы быть показанной в масштабе карты, но это не сделано в силу неопределенности границы. В учебнике значками-ареалами показаны, например, места зверобойного и рыбного промысла. Необходимо при работе с картами, на которых применены значки-ареалы, обратить внимание учеников на особенность размещения явления, выряженного этим способом.

В учебнике способом количественного ареала выделены на карте единой глубоководной системы Гвинеи-Бисау, не более 30% грузов перевозится речным транспортом. Количественным этот ареал назван по той причине, что он выделен в районе наибольшей интенсивности явления, которое (в отличие от обычного ареала) имеется и на остальной территории, изображенной на карте.

В VIII классе мало, а в IX чаще применяются такие способы картографирования, как картограмма, картодиаграмма и точечный. Картограмма есть способ изображения средней интенсивности какого-либо количественного показателя в пределах нанесенных на карте территориальных единиц штриховкой или закраской соответственно степени интенсивности показателя в каждой территориальной единице.

Школьная программа по экономической географии требует формирования у учеников умения строить картограмму на основании статистических таблиц учебника. Такие задания есть и в учебнике IX класса, поэтому нужно предварительно сообщить ученикам, что представляет собой картограмма.

Лучше всего это ознакомление осуществить при рассмотрении картограмм, помещенных в учебниках: доля сельскохозяйственных угодий в земельной площади в процентах, плотность населения, посевы сахарной свеклы.

В легенде первой из этих карт приведена шкала из шести ступеней, из которой ясна связь между относительным количеством явления и интенсивностью окраски. На карте, где показаны посевы сахарной свеклы, такой шкалы нет. Разная штриховка на карте объяснена в легенде обобщений словесной характеристикой различий в интенсивности посевов («значительные», «менее значительные»).

Разбирая сущность способа картограммы, учитель должен отметить преимущество первой из этих карт, позволяющей читателю тоже определять величину изображенного явления. В целом, необходима следующая характеристика картограммы, отражающая этапы построения карты этим способом:

  1. На картограмме выражают количественные различия участков территории по определенному относительному показателю (количество жителей на 1 км2 площади, количество гидроэнергоресурсов на 1 км? и т. д.).
  2. Для построения картограммы все табличные величины явления объединяют в небольшое количество групп.
  3. Каждой группе присваивают площадный условный знак штриховкой или красочный. Знаки в шкале картограммы строят по принципу: чем относительная величина явления выше, тем знак, присвоенный данной группе, должен быть насыщеннее или ярче.
  4. Построение картограммы заканчивается тем, что на бумаге с нанесенными границами выделенных участков территории заполняют каждый выделенный участок тем площадным условным знаком, который соответствует относительной величине явления в этом участке. Очень важно при построении картограммы, чтобы условные знаки на самой карте совершенно точно соответствовали бы знакам в легенде.
1 комментарий
  1. Они там случайно не построили туристических курортов, с таким географическим положением?

Комментарии закрыты.