Использование нефти в Азии


Если бы потребление нефти на душу населения в Азии увеличилось до уровня потребления Соединенных Штатов, мировая потребность в нефти колоссально бы возросла. Несомненно, Азия получила бы большую пользу от более широкого применения энергии. Даже если бы потребление нефти возросло в два раза, это привело бы к огромным изменениям в экономике стран этого континента.

использование нефти в Азии

Небольшие размеры потребления моторного топлива в Азии объясняются тем, что в ее обширных внутренних районах либо имеются плохие дороги, либо их вовсе нет. По этой же причине авиатранспортировка каждого барреля авиационного бензина в Китай через Гималаи, осуществлявшаяся в годы войны, обходилась в сотни долларов; небольшое же количество нефти, которое добывалось в самом Китае, приходилось перевозить с большими затратами на расстояние около 2400 км на грузовиках, речных плотах и по железным дорогам. Кроме того, количество транспортируемого бензина значительно уменьшалось в пути, так как он использовался в качестве горючего. Из общего объема 18,7 млн баррелей бензина, потребленных в странах Азии в 1938 г., на гражданские нужды Японии приходилось 7,8 млн. баррелей, то есть более 2/5 всего количества. На втором месте стояла Британская Индия, где потребление составляло 3 млн. баррелей.

О том, какую роль играет керосиновая лампа в странах Азии, можно видеть из того, что в 1938 г. потребление керосина в Индии, Китае и Иране все еще в два раза превышало потребление бензина.

Потребление топлива в Азии

В странах Азии нефтетопливо, по сравнению с другими нефтепродуктами, имеет довольно большое значение. В 1938 г. его потребление примерно в 4 раза превышало потребление нефтетоплива в Африке и было несколько большим, чем в Южной Америке. В этом отношении судоходство сыграло по меньшей мере двоякую роль: нефтетопливо использовалось для бункеровки судов, кроме того, благодаря низким фрахтовым ценам на нефть последняя нашла широкое применение на многих электростанциях, расположенных в приморских районах.

Как и следовало ожидать, учитывая уровень промышленного развития Японии и Индии, на их долю приходилась большая часть смазочных масел, потребляемых в Азии (4,5 млн. баррелей в 1938 г.), а именно 1,8 млн. баррелей и 1 млн. баррелей соответственно.

Ни в одной из стран Азии и Океании добыча и потребление нефте­продуктов не уравновешивают друг друга. В тех странах, где добывается много нефти, потребление небольшое, а крупные потребители нефтепродуктов добывают мало или совсем не добывают нефть. В 1938 г. добыча в Иране и Ираке примерно в 8 раз превышала потребление каждой из этих стран, в Брунее и Сараваке — в 6 раз, в Индонезии и Мьянме — в 5 раз. Индия, являющаяся крупным потребителем нефти, покрывала лишь около 1/7 своих внутренних потребностей, а крупнейший потребитель нефти в Азии — Япония — лишь около 1/10 своих гражданских потребностей. Сведения о количестве нефтепродуктов, ввезенных для военных потребностей и создания запасов, не публиковались.

Общеизвестно, что в результате захватов Японии не удалось немедленно получить крупные запасы нефтепродуктов вследствие того, что нефтяное оборудование в странах, подвергшихся нападению, было заблаговременно разрушено. Нефтепроизводящий район стран Тихого океана, захваченный Японией, в 1942 г. дал лишь 12 млн. баррелей нефти, однако к 1944 г. добыча достигла 46 млн. баррелей. В дальнейшем восстановительные работы, осуществленные японцами, были частично, а затем и полностью сведены на нет в результате военных действий.

Еще в 1923 г. японское правительство приступило к рассмотрению вопроса о создании производства жидкого горючего в стране, с тем чтобы Япония не зависела от снабжения извне. Но лишь 10 лет спустя была выработана программа, предусматривавшая сжижение углей при низких температурах на островах собственно Японии, а также увеличение добычи нефтяных сланцев в Фушуне. Сжижение углей при низких температурах стало важным источником получения жидкого горючего в годы войны вплоть до капитуляции Японии.

В 1938 г. в Австралии и Новбй Зеландии не велось сколько-нибудь значительной промышленной добычи нефти. Однако потребление в этих странах в 1938 г. составило около 22 млн. баррелей. Ежегодное потребление нефтепродуктов на душу населения в Австралии составило около 2,1 барреля, а в Новой Зеландии — около 2,7. Характер использования нефтепродуктов в Австралии и Новой Зеландии напоминает характер их использования в Соединенных Штатах и Канаде. Правда, центральное отопление в домах и дизельные двигатели на железных дорогах здесь применяются не так широко. Около 2/3 потребляемых нефтепродуктов составляет бензин.