Нефть в Арктической зоне Западного полушария


Для Арктики характерны выходы нефти на поверхность у мыса Симпсон, к востоку от мыса Барроу, в самой северной части побережья Аляски, изучавшиеся более 20 лет тому назад геологами Геологической службы Соединенных Штатов, которые описали их следующим образом: «Выход нефти № 1 находится у склона кряжа, обращенного к суше. Здесь, на участке неправильной формы диаметром в несколько десятков метров, мох пропитан нефтью, которая медленно сочится с пологого склона. Выход нефти № 2 находится в пяти километрах к югу почти по прямой от выхода нефти № 1. Здесь нефтяные остатки покрывают площадь в несколько гектаров. Главный нефтяной поток длиною около 200 метров по южному склону стекает в озеро».

Нефть в Арктической зоне Западного полушария

В результате открытия этих замечательных выходов нефти правительство Соединенных Штатов в 1923 г. решило выделить около 80 тыс. кв. км окружающей эти выходы территории в качестве нефтяной резервации № 4 военно-морского флота. Однако почти вплоть до конца второй мировой войны не предпринималось никаких попыток разрабатывать эту резервацию. К концу войны военно-морской флот США и департамент внутренних дел возобновили геологические исследования. В ходе поисковых работ, осуществлявшихся в восточном направлении вдоль северного побережья Аляски вплоть до границы с Канадой, на протяжении 500 км было открыто много других значительных выходов нефти.

Большинство выходов нефти встречается в районах, сложенных третичными толщами, выполняющими центральную часть крупного осадочного бассейна, занимающего значительную часть территории Аляски к северу от гор Брукс и, возможно, продолжающегося далее к северу под водами Северного Ледовитого океана. Полагают, что мощность третичных отложений достигает нескольких сотен метров, а под ними залегают еще более мощные верхне- и нижнемеловые толщи. Об этом свидетельствуют выходы меловых пластов в направлении на юг, в поясе северных предгорий гор Брукс. Известно присутствие также юрских и триасовых пород, по крайней мере в отдельных местах. Они подстилают меловые отложения и в свою очередь подстилаются широко распространенными девонскими известняками. Каждая из этих толщ по своему характеру является потенциально нефтеносной.

Выходы нефти, приуроченные к кровле третичных отложений, являются, по-видимому, остатками, образовавшимися в результате испарения более жидкой нефти. Они распространены на большой площади и представляют собой крупные массы асфальтообразного вещества. В ряде мест, где на поверхность выходят меловые породы, встречаются выходы нефти другого характера: активные выходы легкой нефти, сопровождение газом. Нефть непосредственно высачивается из голов нарушенных меловых пластов и рассеивается, а тяжелые остатки образуют более или менее постоянные скопления.

Летом 1945 г. военно-морской флот Соединенных Штатов предпринял бурение разведочной скважины недалеко от группы выходов нефти из меловых пород на реке Колвилл, в пределах нефтяной резервации военно-морского флота в районе Умиат. Работы велись довольно последовательно в течение нескольких лет; в результате было пробурено несколько скважин, в том числе одна неглубокая, дающая небольшие количества нефти. Скважины расположены у свода перспективного антиклинального поднятия в 250 км к юго-востоку от мыса Барроу и в 550 км к северо-западу от города Фэрбенкс.

Нефть в Северной Аляске

Северная Аляска, начиная от склонов гор Брукс и до арктического побережья, представляет унылую пустынную тундру, испещренную тысячами небольших озер. На арктическом побережье нет гаваней. Лишь на протяжении 2—3 месяцев в году большая часть океана свободна ото льда и берег у мыса Барроу доступен для обыкновенных судов. Однако люди, имеющие значительный опыт работы в этом районе, выражают уверенность в том, что разработка нефтяных месторождений может вестись здесь в течение круглого года в здоровых и сравнительно сносных условиях. Капитан-лейтенант Вильям Форан, который благодаря опыту, приобретенному в процессе геологического изучения Аляски, был назначен главой геологической поисковой партии, направленной военно-морским флотом в 1944 г. на северную Аляску, пишет следующее: «Равнинная территория, занимающая самые северные широты континента (прибрежная равнина, прилегающая к Северному Ледовитому океану), характеризуется далеко не таким суровым климатом, как нефтепроизводящие районы северной Монтаны и Западно-Центральной Альберты. На территории Арктики крайне низкие температуры наблюдаются реже, несмотря на то, что средняя годовая температура здесь -12,8°, а вечная мерзлота распространена до глубины 190 м».

Большинство исследователей, занимающихся вопросами разработки нефтяных месторождений Арктики, озабочено проблемой вечной мерзлоты. Поскольку на северном побережье Аляски вечная мерзлота распространяется на глубину в несколько десятков метров, водопровод, канализационные трубы, а часто даже нефтепроводы приходится не только зарывать, но и обогревать, чтобы предотвратить их замерзание. Возможно, что понадобится обогревание даже самих нефтяных скважин, что может быть сделано путем введения в них пара на большую глубину. Правда, как сообщает коммодор Гринман, директор нефтяных резерваций военно-морского флота, неглубокие нефтяные скважины на Аляске дают нефть из песчаных коллекторов в пределах зоны вечной мерзлоты без каких-либо специальных мероприятий. Во всяком случае, на нефте­промыслах, где дешевое топливо в изобилии, вечная мерзлота, по-видимому, не сможет стать непреодолимым препятствием. Наличие источника тепла в виде жидкого горючего, даваемого нефтепромыслами, позволит также устранить многие лишения и трудности, характеризующие жизнь в Арктике.

Когда начнется разработка нефтяных месторождений на арктическом побережье Аляски, то на самих нефтепромыслах, по-видимому, будет использовано минимальное количество людей и оборудования. Если сырая нефть при преобладающих там температурах будет достаточно жидкой, она будет подаваться по нефтепроводу в Фэрбенкс или в какой-нибудь другой центр для очистки. Если же она окажется слишком вязкой, то будет подвергнута простой перегонке на месте и жидкие нефтепродукты будут перекачиваться по трубопроводу, а остаточные фракции будут использованы на месте в качестве топлива.

Строительство и эксплуатация нефтепровода через горы Брукс от мыса Барроу до Фэрбенкса представляют громадные трудности, несмотря на то, что здесь можно избрать довольно прямой путь, длиной около 800 км причем его высшая точка будет лежать ниже 900 метров над уровнем моря. Местный рынок в Фэрбенксе (5 тыс. жителей) слишком мал, чтобы поглотить всю продукцию крупного нефтепромысла. Поэтому потребуется продолжение нефтепровода от Фэрбенкса к одному из глубоководных портов на южном побережье Аляски, то есть удлинение его еще на 500 км. Нынешнее потребление нефти на Аляске меньше, чем то количество, которое подлежит перекачке по этому нефтепроводу, чтобы окупить его стоимость. Нефть Аляски придется вывозить еще до того, как район мыса Барроу станет давать промышленную нефть в больших количествах.

В других местах Аляски внимание нефтепромышленников в течение многих лет привлекали обширные пространства, перспективные на нефть. Выходы нефти из пород юрского возраста на полуострове Аляска распространены на протяжении свыше 150 км, а общая протяженность территории, расположенной вдоль его побережья и перспективной на нефть составляет свыше 600 км. На полуострове было пробурено несколько глубоких скважин (оказавшихся пустыми), и, несмотря на это объем проведенных здесь поисковых работ следует считать явно недостаточным.

Далее, к востоку от Кордовы, в районе Каталла-Якатага, протянувшемся на 400 км вдоль доступного южного побережья Аляски, в течение ряда лет из неглубоких скважин добывалась нефть. Общее количество добычи определяется в 300 тыс. баррелей. Здесь сооружен небольшой нефтеочистительный завод для перегонки этой богатой бензином нефти. Наконец, обширные пространства бассейнов нижних течений рек Юкон и Кускоквим сложены мощными меловыми и третичными толщами, смятыми в пологие складки и потенциально нефтеносными. Несмотря на наличие таких благоприятных признаков и несмотря на то, что море у устья Кускоквима свободно ото льда в течение круглого года, в этом районе не предпринималось никаких поисков.

Нефть в Северной Канаде

Переходя к северной Канаде, мы встречаем в районе нижней (северной) части долины Маккензи (севернее 60° с. ш.) глубокую впадину, выполненную морскими осадочными отложениями, площадью свыше 400 тыс. кв. км. Стефансон отметил наличие выходов нефти на острове Мелвилл, в 800 км севернее полярного круга. Известно, что геологическое строение других островов Северного Ледовитого океана также благоприятно для образования скоплений нефти. С другой стороны, восточная Канада, сложенная по большей части кристаллическими породами древнего континентального щита, Исландия, сложенная породами вулканического происхождения, и Гренландия, со своим мощным ледяным покровом, мало перспективны на нефть. Лишь самая северная часть Гренландии, свободная от ледяного покрова, по-видимому, заслуживает исследования.

Единственное эксплуатируемое месторождение нефти в арктической зоне Западного полушария расположено у поселения Форт-Норман (65° с. ш.) на реке Маккензи. Здесь имеются нефтяные скважины, в течение длительного времени снабжающие горючим охотников, речные суда, рудники и авиацию. В течение многих лет с нефтеочистительного завода этого месторождения к Большому Медвежьему озеру по трубопроводу подавался мазут, что дало возможность разрабатывать рудник Эльдорадо. На этом руднике разрабатывались обширные залежи урановой руды, перешедшие впоследствии в руки канадского правительства.

В период войны, в связи с возросшими потребностями в нефтепродуктах, арктическая нефть еще раз сослужила большую службу. В результате действий японского военно-морского флота в водах Аляски в 1942 г. обычный способ транспортировки нефтетоплива и авиационного бензина на Аляску с помощью океанских танкеров стал опасным. Поэтому возникла неотложная необходимость найти другой источник снабжения. В соответствии с этим военные инженеры США в сотрудничестве со своим канадским союзником приняли меры к увеличению добычи нефти на месторождении Форт-Норман, с тем чтобы довести ее до уровня, достаточного для удовлетворения предполагаемых потребностей военных операций в районе Аляски. Эти усилия оказались успешными. Под контролем американских войск канадская компания, открывшая и разрабатывавшая месторождение, увеличила его производительность с 800 до 5 тыс. баррелей нефти в сутки. Другие компании проложили 800-километровый трубопровод от Форт-Норман до нефтеочистительного завода, спешно сооруженного армией в Уайтхорсе, у границы с Аляской, откуда нефтепродукты можно перевозить в Фэрбенкс по шоссе Аляска — Канада, построенному незадолго до этого.

Нефть месторождения Форт-Норман приурочена к известнякам де­вонского возраста, залегающим между горизонтами битуминозных сланцев. Площадь территории, разведанной для эксплуатации, и мощность нефтеносной толщи здесь таковы, что если бы это месторождение находилось в Соединенных Штатах, оно считалось бы одним из крупнейших. Скважина-первооткрывательница у Форт-Норман была пробурена в 1920 г. под руководством Т. А. Линка — геолога, имевшего длительный опыт работы в западной Канаде. В последние годы бурение нефтяных скважин и очистка нефти без особых затруднений осуществлялись и в зимние месяцы. Вечная мерзлота осложняет работу, но она ни в коем случае не является непреодолимым препятствием. Нефть и нефтепро­дукты сохраняют свою текучесть при самых низких зимних температурах. Линк и его сотрудники утверждают, что хотя арктический климат и вызывает увеличение затрат, он не создает непреодолимых препятствий для разработки нефтяных месторождений.

Месторождение Форт-Норман расположено к северу от центральной части крупного осадочного бассейна, в высшей степени перспективного на нефть. Этот бассейн продолжается на несколько сотен километров к северу, уходя под воды Северного Ледовитого океана, и еще на большее расстояние на юг, простираясь южнее границы Канады вдоль подножия Скалистых гор. К северу от Форт-Норман бассейн отмечен выходами нефти на поверхность и породами, благоприятными для образования нефтяных скоплений в недрах. Далеко на юге находятся крупные месторождения степных провинций южной Канады.

Между Форт-Норман и месторождениями южной Канады имеются другие выходы нефти, включая громадные скопления нефтяных остатков, приуроченные к атабаскским битуминозным песчаникам, с которыми связаны крупнейшие из известных скоплений нефти на земном шаре. Вся эта громадная область представляет собой единое целое как потенциальная нефтеносная провинция. Следует ожидать, что между южной Канадой и Форт-Норман, а также севернее последнего будут открыты и начнут разрабатываться и другие месторождения. В предвидении этих открытий было бы оправдано строительство системы нефтепроводов на север вплоть до Форт-Норман, что открыло бы выход нефти последнего на мировые рынки.

Месторождение Форт-Норман принадлежит открывшей и разрабатывавшей его канадской компании. Нынешние потребности в нефтепродуктах в соседних странах уже не оправдывают чрезвычайных мероприятий, предпринимавшихся компанией для увеличения добычи нефти, поставлявшейся американской армии. Северо-западной Канаде, подобно Аляске, придется вывозить нефть вплоть до того времени, когда она будет располагать достаточно крупными рынками сбыта, оправдывающими капитальные вложения, необходимые для полного развития местных месторождений. В настоящее время нефть месторождения Форт-Норман не имеет коммерческого спроса, если не считать нескольких сотен баррелей, потребляемых ежесуточно на месте: на горных разработках, воздушным транспортом и речными судами на реке Маккензи, Все же потребность в нефтепродуктах в Арктике со временем, по-видимому, сильно возрастет. Установление быстрой и прямой связи между населенными центрами Северной Америки, Европы и Азии через Северный полюс может оказать столь благотворное влияние на рост торговли в недалеком будущем, что, по всей вероятности, окажется неизбежным. То, что в будущем люди еще дальше продвинутся на север, придает местным запасам нефти в Арктике — потенциальному источнику тепла и энергии — жизненно важное значение.