Современное значение Среднего Востока как нефтеносного района


Вплоть до последнего времени Средний Восток как нефтедобывающая область играл сравнительно небольшую роль в мировом нефтяном балансе. До конца 1948 г. здесь (исключая Египет) было добыто всего лишь 4,9% общемировой добычи нефти. Развитие этой нефтеносной области было сильно замедлено ее неблагоприятным по отношению к мировым рынкам географическим положением, качеством нефти и другими причинами.

Современное значение Среднего Востока как нефтеносного района

Но в настоящее время эти отрицательные факторы уступают место новым, благоприятным для стран Среднего Востока. Недавние открытия показали, что возможные запасы нефти на Среднем Востоке достигают гораздо больших размеров, чем предполагалось несколько лет назад. В 1944 г. де Голье оценил достоверные и предполагаемые запасы нефти в этом районе приблизительно в 18 млрд, баррелей, а в 1948 г. он пришел к выводу, что эту цифру следует увеличить по крайней мере до 32 млрд., что на 4 млрд, баррелей больше, чем современные достоверные запасы США. Недавние разведочные работы показали, что теперь нужно дать новую, значительно более высокую оценку этим запасам. В 1949 г. было сообщено об открытии пяти новых важных нефтяных месторождений:

  • двух месторождений в Ираке — в Нахр-Амре,
  • в 30 км к северо-западу от Басры, и в Зубаире,
  • в 19 км к юго-западу от Басры,
  • трех месторождений в Саудовской Аравии — в Фадили, Аиндаре и Хараде.

Не может быть сомнения в том, что еще имеются дальнейшие перспективы открытия нефтяных месторождений.

Значение нефтеносной области Среднего Востока объясняется, с одной стороны, огромными размерами его запасов, а с другой стороны, высокой продуктивностью как отдельных месторождений, так и отдельных скважин. Считают, что запасы нефтяных месторождений Киркука и Кувейта достигают примерно 5 и 11 млрд, баррелей соответственно. В настоящее время планируется довести суточную добычу нефти на каждом из этих месторождений до 500 тыс. баррелей. Такое же количество нефти могут давать и другие месторождения Ирана и Аравии, но для этого требуется рациональная разработка, которая обеспечила бы равномерное извлечение нефти из недр. Суточный дебит отдельных скважин иногда достигает 20 тыс. баррелей, однако большей частью добыча колеблется в пределах от 2 до 15 тыс. баррелей. На месторождениях с мощными толщами сильно трещиноватых известняков расстояние между скважинами достигает 3 км.

Наличие такого большого числа богатых нефтяных месторождений в одном районе — явление исключительное в мировой практике нефтедобычи. Единственным нефтяным месторождением в мире, которое по размерам своих запасов могло бы сравниться с месторождениями Среднего Востока, является Ист-Техас, но и его добыча, составляющая в настоящее время около 380 тыс. баррелей в сутки, через несколько лет будет превзойдена двумя-тремя нефтяными месторождениями Среднего Востока.

Быстрый рост добычи нефти на Среднем Востоке в послевоенные годы и планируемое здесь дальнейшее увеличение нефтедобычи обусловлены, во-первых, выявлением колоссальных запасов нефти в данной области; во-вторых, неспособностью Соединенных Штатов удовлетворить свои потребности за счет собственных внутренних ресурсов, в-третьих, появлением ряда благоприятных, с точки зрения развития нефтяной промышленности Среднего Востока, экономических факторов.

Ввод в эксплуатацию месторождений на Среднем Востоке требует крупных капитальных затрат, но, после того как они введены в эксплуатацию, добыча может быть быстро повышена без соответствующего увеличения издержек производства. Транспортные расходы, до сих пор бывшие весьма высокими из-за дальности морского пути вокруг Аравии, а также вследствие высоких сборов за проход через Суэцкий канал, значительно сократятся после того, как через пустыню будут проложены сооружаемые в настоящее время нефтепроводы крупного диаметра.

Первые нефтепроводы на Среднем Востоке

Первые нефтепроводы, пересекшие Сирийскую пустыню, принадлежали «Ирак петролеум компани». Это были 12-дюймовые трубопроводы протя­женностью около 1 тыс. км, связавшие месторождение Киркук с двумя средиземноморскими портами: Хайфой в Палестине и Триполи в Ливане. Начавшееся строительство 16-дюймового нефтепровода от Киркука до Хайфы было прервано палестинскими событиями 1948 г. В 1949 г. было завершено сооружение другого 16-дюймового нефтепровода, доходящего до Триполи. В настоящее время рассматривается проект прокладки нефтепровода более крупного диаметра. В конце 1947 г. «Транс-Арабиен пайп лайн компани» начала строительство 30-дюймового нефтепровода длиною в 1600 км, пропускной способностью в 300 тыс. баррелей в сутки, который должен связать месторождения «Арабиен-Америкен ойл компани» в районе Персидского залива с Сайдой на средиземноморском побережье Ливана. После создания этой линии последует строительство трубопровода большего диаметра, предназначенного для транспортировки нефти с месторождений южного Ирана и из Кувейта к Средиземному морю. Строительство будет осуществляться «Мидл Ист пайп лайн ком­пани». Пропускная способность этого трубопровода, принадлежащего Англо-Иранской нефтяной компании и «Стандард ойл компани оф Нью-Джерси», достигнет, по-видимому, 500 тыс. баррелей в сутки.

Наряду со строительством нефтепроводов, предназначенных в первую очередь для транспортировки сырой нефти в порты погрузки, предполагается значительное увеличение мощности нефтеперегонных заводов как в районе Персидского залива, так и на побережье Средиземного моря. Абаданский нефтеочистительный завод, обладающий в настоящее время производительностью 495 тыс. баррелей в сутки, является крупнейшим в мире. Нефтеочистительные заводы на острове Бахрейн и в Рас-Тануре, на побережье Персидского залива, а также в Хайфе, на берегу Средиземного моря, находятся на разных стадиях расширения. Получение ценных нефтепродуктов из сернистых и асфальтовых нефтей Ирана и Ирака в прошлом было чрезвычайно затруднительно, однако достижения техники нефтеперегонки сделали в настоящее время возможным получение из этих нефтей авиационного бензина высшего качества и ряда других нефтепродуктов.

Добыча нефти на Среднем Востоке, исключая Египет и Турцию, в 1948 г. достигла 417176 тыс. баррелей, или 12% мировой добычи.

В 1949 г. должно было произойти дальнейшее увеличение добычи нефти, а также повышение удельного веса Среднего Востока в мировой нефте­добыче. Выдвижение этой богатейшей области в число важнейших нефте­добывающих областей мира требует рассмотрения именно с этой точки зрения ее характерных географических и экономических особенностей.