Транспортировка нефти на Среднем Востоке


Средиземное море. Александрия и Порт-Саид — превосходные, хорошо оборудованные гавани, способные обслуживать суда любого водоизмещения и перерабатывать тяжелые грузы. Суэц же представляет собой лишь якорную стоянку, так что погрузо-разгрузочные работы производятся здесь лишь с помощью лихтеров, а танкеры, доставляющие сырую нефть с месторождения Рас-Гариб на Суэцкий нефтеочистительный завод, разгружаются посредством выведенного в море нефтепровода.

Транспортировка нефти на Среднем Востоке

В Палестине имеется лишь одна хорошо защищенная гавань — Хайфа, строительство которой было завершено в 1933 г. Порт Хайфы оснащен погрузочными приспособлениями и имеет нефтяную гавань. Правда, танкеры, берущие нефть, доставляемую по нефтепроводу «Ирак петролеум компани», вынуждены производить погрузку за пределами гавани с помощью трубопроводов, выведенных в море. Лишь несколько дней в году из-за неблагоприятных условий погоды погрузка здесь становится невозможной. Несмотря на развитие порта Хайфы, часть грузов все еще проходит через порт Яффу, где суда стоят на рейде и обрабатываются с помощью лихтеров.

Главными портами, обслуживающими Сирию и Ливан, являются Триполи и Бейрут. Последний служит грузовым и пассажирским портом, а первый используется для отгрузки сырой нефти, поступающей в этот порт по сирийскому трубопроводу из Киркука. В качестве конечного пункта трансаравийского нефтепровода избран древний портовый город Сайда в Ливане с населением около 10 тыс. человек. Сооружаемый средневосточный нефтепровод будет оканчиваться в Тартусе, в Сирии. Небольшой порт Александретта в настоящее время принадлежит Турции.

Персидский залив

Вход в иранские порты Абадан и Хорремшехр, а также в иракский порт Басра проходит по реке Шатт-эль-Араб, разделяющей территории Ирака и Ирана. Землечерпательными работами лоцманской службы в Басре ведают портовые власти. Искусственный фарватер позволяет заходить в порт судам с осадкой до 9 м и длиной до 180 м. Для наилучших же условий навигации осадка судов не должна превышать 7,5 м, а длина 120—150 м. У причалов порта Басры могут стоять одновременно десять судов, кроме того, имеются многочисленные якорные стоянки на рейде. Иранский порт Хорремшехр, у устья реки Карун, был построен американскими инженерами в 1943 г. Тогда же была построена железнодорожная ветка, связавшая этот порт с Ахвазом и, таким образом, с главной железнодорожной линией Ирана. Причалы Хорремшехра могут принимать одновременно шесть судов.

Абаданский порт обслуживает находящийся здесь же нефтеочистительный завод. Крупные суда пристают исключительно у пристаней и пирсов, выдвинутых далеко в реку. Дополнительные пристани для танкеров имеются в Хосровабаде, расположенном в 20 км вниз по течению.

Порт Бендер-Шахпур, открытый в 1932 г., был построен как конечный пункт трансиранской железной дороги. Порт находится в глубоком Хормузском заливе, наименьшая глубина которого во время прилива 8,85 м. Плавание судов в заливе совершенно безопасно. Здесь может стоять на якоре одновременно много крупных судов. Побережье Хормуз­ского залива представляет собой унылые болотистые равнины. Причалы порта Бендер-Шахпур находятся в конце 300-метрового пирса, построенного на сваях. В 1943 г. число причальных мест здесь было удвоено и доведено до шести для увеличения пропускной способности порта по приему грузов.

Залив Кувейт, на аравийской стороне Персидского залива, имеет хорошо защищенную якорную стоянку и может быть превращен в закрытую гавань. Именно это обстоятельство и учитывалось, когда разрабатывался проект создания здесь конечного пункта железной дороги Берлин — Багдад в годы, предшествовавшие началу первой мировой войны. В годы войны порт Басра был оборудован и превращен в современный порт, в связи с чем планы в отношении Кувейта не были претворены в жизнь. В Кувейт каждую неделю заходят суда Англо-Индийской пароходной компании, но эти суда останавливаются на рейде и обслуживаются лихтерами. В связи с развитием нефтепромыслов в Бургане (Кувейт), в Менаэль-Ахмади (прежний Фахахель), расположенном на берегу Персидского залива в 40 км к югу от города Кувейт, были построены крупные оборудованные причалы.

Нефтеочистительные заводы Бахрейна и Рас-Тануры имеют как якорные стоянки, так и причалы для погрузки танкеров. Все прочие населенные пункты, расположенные на берегах Персидского залива, обслуживаются судами, останавливающимися на открытых рейдах и разгружающимися с помощью лихтеров. В некоторых из этих пунктов, как, например, у Бендер-Абасса, уклон берега настолько незначителен, что пароходам приходится останавливаться в 3 км от берега. Суда Англо-Индийской компании обслуживают населенные пункты залива, совершая еженедельные рейсы между Басрой и Карачи. Эта служба не без основания названа «медленной почтой» в отличие от «быстрой почты», пароходы которой совершают более прямые рейсы.

Речные пути доставки нефти

Судоходными реками на Среднем Востоке являются Нил, Тигр и Евфрат, а также Карун, но по этим рекам могут плавать лишь небольшие речные суда. Тигр судоходен в период половодья для небольших судов с осадкой в 1,35 м вплоть до Багдада, расположенного в 884 км от его устья. В период же низкого стояния воды до Багдада поднимаются лишь те суда, осадка которых не превышает 1,2 м. Пароходы обычно буксируют по две баржи, и плавание вверх по течению в зависимости от состояния реки занимает от 4 до 14 дней. Только в период высокой воды и с большими трудностями пароходы с осадкой 0,9 метров могут достичь Мосула, расположенного в 473 км выше Багдада. Евфрат для пароходов не судоходен, но туземное население на своих парусных судах перевозит по нему довольно значительное количество грузов.

Река Карун для речных пароходов судоходна от места ее слияния с Шатт-эль-Арабом до порогов у Ахваза. Значительная часть грузов Англо-Иранской нефтяной компании, предназначенных для нефтепро­мыслов Месджид-и-Сулеймана, доставлялась такими пароходами и буксируемыми баржами. В Ахвазе суда разгружались, и грузы гужевым транспортом перевозились к пункту, расположенному выше порогов. Там эти грузы вновь погружались на баржи, которые буксировались вверх по течению до Дэр-и-Кэзинэ, откуда по узкоколейной дороге они доставлялись к главной базе нефтепромыслов. В настоящее время эта система заменена автомобильным транспортом.

Транспортировка железнодорожным транспортом

Железнодорожная сеть Египта соединяет большинство городов Дельты и район Суэцкого канала с линией, проложенной вверх по течению Нила до Луксора. У Эль-Кантары на Суэцком канале египетская система железных дорог соединяется с железной дорогой, пересекающей северную часть Синайского полуострова и достигающей Газы, Лидды и Хайфы. У Лидды начинается ветка на Иерусалим. Проходящий вдоль побережья железнодорожный участок Лидда — Хайфа был построен в 1944 г. Этот участок соединил палестинскую систему железных дорог с сирийской и турецкой железнодорожными системами. Таким образом, теперь можно отправиться в путешествие по железной дороге из Симплона в Египет через Сирию. Бейрут связан с Дамаском узкоколейной зубчатой железной дорогой, пересекающей горные хребты Ливана и Антиливана.

Еще до 1914 г. Дамаск был связан с Мединой железной дорогой, построенной специально для паломников-мусульман. Во время первой мировой войны в результате действий Т. Лоуренса большинство железнодорожных мостов было выведено из строя и с тех пор не восстанавливалось. В настоящее время эта линия действует лишь до Маана. Потребность в транспорте в этом районе настолько невелика, что ее удовлетворяют идущие от случая к случаю поезда. У Дера от этой линии отходит ветка на Хайфу.

В Ираке имеются железнодорожные колеи двух типов: стандартные и метровые. Дороги первой колеи проходят от Багдада до Нусайбина у турецкой границы и соединяются таким образом через Халеб (Алеппо) с анатолийской железной дорогой. Дороги второй колеи проходят от Багдада до Басры и от Багдада до Киркука, откуда в настоящее время строится дорога до Эрбила. Линия метровой колеи была построена английскими военными инженерами во время первой мировой войны, а рельсы и подвижной состав были доставлены из Индии. В то время еще не стояла проблема единообразия этой колеи с колеей турецкой железной дороги. Германский план соединения Берлина и Багдада с помощью железной дороги лишь начал претворяться в жизнь, и к 1914 г. было завершено строительство железной дороги только на участке Байджи (на севере) — Багдад.