Транспортные возможности Юго-Восточной Азии


Транспортные возможности различных островов соответствуют общему уровню их экономического развития. На первом месте в этом отношении стоит Ява, обладающая густой сетью шоссейных и железных дорог и не зависимая от речного транспорта. Затем идут Суматра с несколькими железными дорогами в различных частях страны и магистральным шоссе, Борнео, где отсутствуют железные дороги и есть лишь несколько автодорог, и, наконец, Новая Гвинея, где до недавнего времени не существовало никаких современных транспортных средств.

Реки Явы мало пригодны для судоходства из-за крутизны падения русел. Еще в семидесятых годах прошлого столетия для вывоза сельскохозяйственной продукции из внутренних районов острова к портам северного побережья — Джакарте, Черибону, Семарангу и Сурабае — наряду с использованием быков здесь пришлось создавать сеть железных дорог. Эта сеть связывает все крупные города и пересекает центральный горный хребет Явы. Расстояние между Джакартой и Сурабаей равно 850 км. Почти все города Явы связаны друг с другом хорошими дорогами; в нынешнем столетии здесь была создана сеть автомобильных дорог, что позволяет достичь на автомобиле большинства ее населенных пунктов.

Транспортные возможности Юго-Восточной Азии

На Суматре важную роль в транспортировке продукции в речные порты восточного побережья — Палембанг, Джамби и Ренгат — играют судоходные южные реки. В этих портах происходит перевалка грузов на океанские суда. На Суматре созданы три железнодорожные системы, не связанные между собой; первая обслуживает южную часть острова и имеет большое значение для экономического развития этого района; вторая, небольшая, обслуживает угольные шахты, расположенные вблизи западного побережья; третья обслуживает самые важные нефтепроизводящие районы северо-восточного побережья. Северная часть этой железнодорожной системы, проходящая через провинцию Аче, первоначально была построена в стратегических целях. Хорошие грунтовые дороги имеются на северо-востоке острова и вдоль всего западного побережья. Южную часть острова также пересекает дорога. До второй мировой войны можно было проехать на автомобиле от Кутараджи, расположенной на северной оконечности Суматры, до Телукбетунга, лежащего на крайнем юге, то есть на расстоянии 2100 км.

Огромный остров Борнео располагает четырьмя крупными судоходными реками. Две из них относительно коротки, они обслуживают более развитые районы восточного побережья. Затем идет длинная и извилистая река Барито, имеющая важное значение для сельскохозяйственного района юго-восточного Борнео — Капуас-Мурунг. Четвертая река — Капуас, обслуживает крупнейший плантационный район Борнео на западном побережье.

Железных дорог на Борнео нет. Борнео располагает тремя изолированными и далеко отстоящими друг от друга системами автогужевых дорог, одна из которых ведет к гавани Понтианак — на западном побережье, другая — к гавани Банджермасин, в устье реки Барито, и третья, менее развитая, идет вдоль центральной части восточного побережья и подходит к нефтяному центру — гавани Баликпапан. В настоящее время ведутся успешные работы по соединению двух последних систем.

На Новой Гвинее, если не считать реки Мамберамо, других судоходных рек нет. Современные дороги здесь также отсутствуют. Сообщение осуществляется главным образом по тропам сквозь джунгли. В настоящее время компанией «ННГПМ» здесь строятся дороги. Строительство первой дороги уже закончено. Дорога протяженностью 45 км связала нефтепромыслы Кламоно с гаванью Соронг. Вдоль дороги проложен 8-дюймовый трубопровод. При прокладке дороги через девственные джунгли пришлось преодолеть огромные трудности, в том числе и непрекращающиеся дожди.

Большинство нефтепромыслов на Суматре и Борнео расположено в районе невысоких холмов, высота которых колеблется от 50 до 75 м. Таким образом, в отношении их доступности особых проблем не возникает. Дороги к нефтепромыслам, расположенным в джунглях, строятся обычно следующим образом: сначала выбирается подходящая тропа с наименьшим числом речных переправ, огибающая высокие холмы. Затем тропа расширяется до 50 метров и больше. Это делается для того, чтобы солнце осушало полосу дороги. Затем уже строится самая дорога с помощью бульдозеров, грейдеров и т. д. Камень для мощения дорог обычно добывается из русел ближайших рек. Строительство дорог, как правило, осуществляется во время сухого сезона.

В полевых лагерях питьевая вода получается фильтрованием и кипячением речной воды. С малярией борются путем уничтожения всех кустарников, при помощи хорошо налаженной системы осушения, а также путем обработки стоячих вод нефтью для уничтожения рассадников малярийного комара. Распыление при помощи самолетов порошка ДДТ вокруг рабочих поселений снизило процент заболеваний рабочих на Новой Гвинее с 25 в 1936 г. до 7 в 1949 г.

Расположение нефтеочистительных и транспортных центров в Юго-Восточной Азии

Расположение нефтеочистительных и транспортных центров по вывозу нефти определялось как историческими, так и географическими факторами. На Яве дело обстояло просто. Когда в 1888 г. на нефтяном месторождении, расположенном южнее Сурабаи, была получена первая нефть, то неподалеку от этого места, в Вонокромо, был сооружен нефтеочистительный завод, который с 1890 г. стал выпускать на внутренний рынок керосин. После того как началась добыча нефти в провинции Рембанг, в Чепу, расположенном поблизости от нефтепромыслов, в 1894 г. был построен нефтеочистительный завод, что дало возможность сбывать их продукцию на рынках Явы. Таким образом, в обоих случаях отпуск нефтепродуктов осуществлялся непосредственно с нефтеочистительных заводов. Когда по мере роста добычи и расширения ассортимента выпускаемых нефтепродуктов внутренний рынок стал слишком узким, то вполне закономерно, что портом экспорта нефти стал крупнейший мор­ской порт Индонезии Сурабая. Нефтеочистительный завод Вонокромо расположен по соседству с этим портом, а завод Чепу отстоит от него всего лишь на 130 км и связан с портом железной дорогой. До 1930 г. транспортировка нефтепродуктов из Чепу в Сурабаю производилась в цистернах по железной дороге, а после этого года — по трубопроводу. Нефтеочистительный завод в Вонокромо восстановлен и дает продукцию, а завод Чепу все еще не используется из-за причиненного ему серьезного ущерба.

Нефтяная промышленность Суматры и Борнео с самого начала ориентировалась на экспорт, так как эти острова не располагали рынками, способными поглотить всю продукцию. В 1892 г. на Северной Суматре, на реке Бабалан, недалеко от рыбачьей деревушки Панкалан-брандан, был построен примитивный нефтеочистительный завод. Этот завод перерабатывал нефть, добывавшуюся в Телага-Саиде, — единственном месторождении, на котором в то время велась добыча. Три фактора определили выбор местоположения завода: необходимость расположить завод в месте, которое не подвергалось бы затоплению в период высокой воды, стремление расположить завод как можно ближе к нефтепромыслу и желание обеспечить нефтеочистительному заводу близость порта для отгрузки нефти. Казалось, что Панкаланбрандан отвечает этим условиям, так как в этом месте вдоль болотистых берегов реки Бабалан протянулся довольно высокий песчаный вал. Русло реки достаточно глубоко, и, хотя ее устье перегорожено баром, во время прилива здесь могут проходить суда с осадкой до 2,5 м. Для вывоза нефтепродуктов в Пенанг и Сингапур, расположенные на противоположном берегу пролива, крупные суда не применялись. Однако несколько лет спустя местные возможности для судоходства оказались уже недостаточными. По мере того как на рынках Индии, Индокитая и Китая рос спрос на нефтепродукты, появилась необходимость транспортировать нефть в более крупных танкерах, для которых русло реки Бабалан было слишком мелко. В качестве места для строительства нового порта был избран залив Ару, и в 1897 г. в 11 км от нефтеочистительного завода Панкаланбрандан было завершено строительство порта Панкалансусу, соединенного с заводом трубопроводами. Нефтеочистительный завод остался в Панкаланбрандане, и со всех нефте­промыслов к нему по трубопроводам перекачивалась нефть. Перлак отстоит отсюда на расстоянии 150 км. Нефтепромыслы Северной Суматры и нефтеочистительный завод Панкаланбрандан до сих пор (середина 1949 г.) еще не введены в эксплуатацию.

На Южной Суматре каждая из трех действовавших там компаний, вначале независимых, построила по одному небольшому нефтеочисти­тельному заводу. Нефтеочистительный завод, обслуживающий нефте­промысел Сумпал в северо-восточном Палембанге, был построен в 1898 г. в Баджунглентире, среди джунглей на извилистой реке Лалан, судоход­ной до этого пункта для судов длиной до 90 м. Компания, действовавшая в юго-западном Палембанге, в районе Муараэним, решила построить нефтеочистительный завод с нефтепогрузочной пристанью на более крупной реке, а именно в Пладжу, на правом берегу реки Муси, в 10 км вниз по течению от города Палембанг. Вниз по течению недалеко от Пладжу начинаются прибрежные болота дельты, и река, имеющая у Пладжу ширину свыше 800 м, судоходна для крупных морских судов как раз до этого пункта. Нефтепромысел связан с нефтеочистительным заводом нефтепроводом длиной 160 км. Компания, разрабатывавшая месторождение Бабат в центральном Палембанге, так же построила нефтеочистительный завод на реке Муси, между Палембангом и Пладжу, и проложила трубопровод, проходящий близ города Палембанг.

После того как в 1906 г. компания «Роял Датч» получила контроль над добычей и переработкой нефти на Южной Суматре, завод в Пладжу был расширен, и Пладжу стал единственным нефтеочистительным и нефтепогрузочным центром в этой части острова. Когда же на горизонте появилась компания «НКПМ», она построила нефтеочистительный завод Сунгейгеронг, второй после Пладжу и отделенный от последнего лишь притоком реки Муси. Восстановление и переоборудование нефтеочистительных заводов Пладжу и Сунгейгеронга, находящихся в Южной Суматре, в основном уже завершено, и их производительность достигает 110 тыс. баррелей в сутки.

Все нефтепромыслы Палембанга соединены с нефтеочистительными заводами Пладжу и Сунгейгеронга нефтепроводами, и, несмотря на то, что эти порты погрузки нефти лежат более чем в 70 км от устья реки Муси, они могут принимать любые современные танкеры, кроме самых больших.

Нефтепровод между Джамби и Пладжу

Крупным инженерным достижением явилось соединение нефтепромыслов Джамби с нефтеочистительным заводом Пладжу цельносварным 8-дюймовым нефтепроводом, строительство которого было завершено в 1935 г. По американским масштабам длина нефтепровода, равная 270 км, не очень велика, но поскольку нефтепровод проходит через джунгли, и большей частью через болотистые джунгли, и поскольку он пересекает реки шесть раз, для чего пришлось строить эстакады, то сооружение нефтепровода представило собой большую работу.

Вдоль всего нефтепровода проложена дорога, 160 км которой при­шлось строить заново. Ширина просеки, по которой проходят нефтепро­воды и дорога, колеблется от 45 до 55 м. Для ее прокладки пришлось вырубить и вывезти свыше 2,8 млн. куб. м леса, а объем земляных работ при прорытии сточных канав через болота, прорытии холмов и засыпке оврагов составил свыше 550 тыс. куб. м. Было построено 19 мостов, 300 водоотводных труб, общей длиной около 3 тыс. м, а общая длина шести эстакад составляет 3,3 тыс. м.

Нефтепровод, покрытый сверху асфальтом и обмотанный тканью из кокосового волокна, пропитанной тяжелой нефтью, на всем своем протяжении зарыт в среднем на глубину 0,7 м. Это объясняется прежде всего стремлением предохранить нефтепровод от колебаний дневных и ночных температур, а также от слонов и падающих деревьев.

Когда встал вопрос о вывозе нефти с первого и до сих пор самого крупного нефтепромысла восточного побережья Борнео, находящегося у дельты реки Махакам, то стало ясно, что река непригодна для создания здесь погрузочной гавани. Для строительства нефтеочистительного завода была избрана бухта, где в любое время, при любых ветрах и любой погоде могли причаливать и брать груз крупнейшие танкеры. Такой благородный водный простор» был найден в окаймленной джунглями бухте Балик-папан, примерно в 100 км к юго-западу от нефтепромысла. В 1898 г. здесь был построен первый нефтеочистительный завод на Борнео, и со временем Баликпапан превратился в один из крупнейших центров нефтяной промышленности Юго-Восточной Азии, соперничающий с Пладжу на Суматре. Нефтеочистительный завод Баликпапана, с пропускной способностью 35 тыс. баррелей сырой нефти в сутки, в годы войны был сильно разрушен и в настоящее время восстановлен лишь частично. Пропускная способность завода — 8 500 баррелей нефти в сутки. Сейчас в Баликпапане строится новый современный нефтеперерабатывающий завод.

Нефтепромыслы на острове Таракан, расположенном в нескольких километрах к востоку от Борнео, дают тяжелую нефть, которая без очистки пригодна для использования в качестве топлива. На острове Таракан поэтому нет нефтеочистительного завода, а погрузка нефти производится на открытом рейде у юго-западной его оконечности.

Внешние сообщения в Юго-Восточной Азии

До второй мировой войны Индонезия располагала отличным пароходным и воздушным сообщением между островами. В районе архипелага регулярно курсировали пассажирские и грузовые пароходы компании «КПМ». Гражданская авиационная компания Индонезии «Роял Незерлендс-Индиан эйрлайнс» («Конинклейке Нидерландс-Индисхе лухтваарт маатсхаппей», или «КНИЛМ») обслуживала большую сеть межостровных воздушных линий, не имеющую себе равных в тропическом поясе. Ее самолеты ежедневно совершали несколько рейсов между различными городами Явы и несколько рейсов в неделю из Явы на Суматру, Борнео и Целебес.

Малайский архипелаг расположен на пересечении многих международных судоходных линий. В портах Явы встречаются суда, направляющиеся в Европу, Южную Африку, материковые страны Юго-Восточной Азии, Китай, Японию, Филиппинские острова, Северную и Южную Америку и в Австралию. До второй мировой войны между Индонезией и Голландией поддерживалось регулярное воздушное сообщение. Эту линию обслуживала компания «Роял Датч эйрлайнс» («Конинклейке лухтваарт маатсхаппей», или сокращенно «КЛМ»). Самолеты вылетали три раза в неделю в обоих направлениях. После войны компания возобновила воздушное сообщение как в самой Индонезии, так и между Нидерлан­дами и Индонезией. В настоящее время разрабатываются планы установления ежедневного воздушного сообщения между Европой и Индонезией.