Открытие в 1908 г. нового нефтяного месторождения Месджид-и-Сулейман в Иране побудило промышленников заняться изучением перспектив нефтеносности Ирака. Правда, еще в 1901 — 1902 гг. д’Арси вел переговоры о получении здесь концессии. Наконец, в 1914 г. Турция уступила концессию «Туркиш петролеум компани», представлявшей английский и германский капиталы.
В 1918 г. в результате поражения Турции в войне бывшие турецкие нефтяные месторождения перешли под контроль вновь созданного государства Ирак, а «Туркиш петролеум компани», переименованная впоследствии в «Ирак петролеум компани», выговорила себе новую концессию. В соответствии с так называемым соглашением в Сан-Ремо, заключенным в 1920 г., германская доля акций этой компании перешла к группе французских нефтепромышленников. Вслед за этим в 1922 г, вследствие вмешательства государственного департамента США Англо-Иранская нефтяная компания была вынуждена уступить половину принадлежащих ей акций «Ирак петролеум компани» американским нефтяным компаниям, получив за это право на ежегодные отчисления. Первоначально интерес к иракской нефти проявили четырнадцать американских компаний, однако в состав образовавшейся американской корпорации «Нир Ист девелопмент компани» вошли лишь пять компаний, а в дальнейшем их осталось только две. В итоге акции «Ирак петролеум компани» распределяются в настоящее время следующим образом.
В 1931 г. при пересмотре концессионного соглашения с «Ирак петролеум компани» сфера деятельности последней была ограничена той частью территории Ирака, которая расположена севернее 33° с. ш. и восточнее Тигра. Нефтяные месторождения к северу от этой же параллели, но к западу от Тигра были сданы в 1932 г. в концессию английскому синдикату «Бритиш ойл девелопмент», перешедшему к 1935 г. под контроль итальянских и германских компаниф. Акции этих и других компаний были выкуплены впоследствии «Ирак петролеум компани», основавшей Мосульскую нефтяную компанию. В 1938 г. «Басра петролеум компани», распределение акций которой такое же, как и «Ирак петролеум компани», получила концессию, охватывавшую территорию южного Ирака. Таким образом, в настоящее время вся территория Ирака, за исключением небольшого района вблизи Ханэкина, к северо-востоку от Багдада, сдана в концессию трем компаниям, принадлежащим к одной и той же группе. Территория же, находящаяся вблизи Ханэкина, в 1914 г. при изменении ирано-турецкой границы была передана Турции. По-скольку этот участок являлся частью концессии, приобретенной в свое время д’Арси и перешедшей впоследствии к Англо-Иранской нефтяной компании, права последней на данный участок были признаны турецким, а позднее и иракским правительством. Добыча нефти в этом районе, как и в районе Нафт-Ханэ, ведется «Ханэкин ойл компани», дочерним предприятием Англо-Иранской нефтяной компании. Помимо нефтепромыслов в Хаяэкине и Нафт-Ханэ, компания имеет небольшой нефтеочистительный завод в 48 км от Алванда (вблизи Ханэкина), продукция которого идет на иракский рынок.
В 1927 г. в результате разведочных работ, произведенных «Ирак петролеум компани» на территории ее концессии, было открыто месторождение Киркук. Бурение всего лишь нескольких скважин показало, что запасы месторождения весьма велики. Месторождение Киркук приурочено к простой узкой антиклинали, продуктивной на протяжении почти 100 км. Нефтеносны пористые известняки, возраст которых лежит в интервале от миоцена до среднего эоцена. На своде этой антиклинали имеются обильные выходы нефти и газа. Проницаемость коллекторов здесь так высока, что в течение ряда лет разработка успешно выполнялась шестью скважинами, расположенными вокруг свода антиклинали и дававшими 80 тыс. баррелей в сутки. В 1947 г. были разработаны планы — довести нефтедобычу к 1955 г. до 400 тыс. баррелей в
сутки.
Новые нефтепроводы в Ираке
В 1934 г. было завершено строительство двух нефтепроводов, соединивших Киркук со средиземноморским побережьем. Одна линия прошла по территории Сирии до ливанского порта Триполи. В настоящее время через этот порт нефть вывозится для переработки на нефтеочистительные заводы Европы. Южная линия проходит по территориям Трансиордании и Палестины и заканчивается в Хайфе. Обе линии имеют 10—12 дюймов в диаметре, а их пропускная способность составляет 84 тыс. баррелей в сутки (4 млн. т в год). Англо-Иранская нефтяная компания и «Роял Датч-Шелл» построили в Хайфе нефтеочистительный завод для переработки принадлежащей компании киркукской нефти. Строительство этого завода было окончено в самом начале войны, и он сослужил большую службу союзникам. Впоследствии производительность завода была доведена до 90 тыс. баррелей в сутки. В настоящее время, «Стандард-Вакуум» и «Стандард ойл компани оф Нью-Джерси» планируют создание крупного нефтеочистительного завода на побережье Средиземного моря. Удельный вес киркукской нефти — 0,847, а содержание серы — 2%.
В 1945 г. были разработаны планы сооружения нефтепровода Киркук — Хайфа диаметром 16 дюймов, но в 1948 г., когда до Хайфы оставалось всего лишь 65 км, строительство было прервано арабо-израильской войной. В 1949 г. велось строительство второй 16-дюймовой линии нефтепровода от Киркука до Триполи, закончить которую проектировалось в 1950 г. Оба нефтепровода были рассчитаны на транспортировку с месторождения Киркук около 400 тыс. баррелей в сутки, что позволяет составить некоторое представление о размерах запасов этого огромного скопления нефти. В 1944 г. де Голье определил достоверные запасы нефти в Киркуке в 4 млрд, баррелей, а в 1947 г. Л. Ф. Макколем оценил эти
запасы в 7,5 млрд, баррелей.
Результаты разведочных работ, произведенных на территории концессии «Бритиш ойл девелопмент», оказались менее обнадеживающими. Интенсивное бурение в районе Кайяра на реке Тигр, а также между Хитом и Рамади на реке Евфрат выявило большое скопление нефти в этом районе, однако обнаруженная здесь нефть оказалась настолько тяжелой — от 0,959 до 0,986 — и с таким высоким содержанием серы — 5 — 10%, что разработка этих скоплений с прибылью оказалась невозможной. Как раз накануне войны, в 1939 г., в районе Аин-Зале, к северу от Мосула, было обнаружено небольшое нефтяное месторождение, давшее нефть примерно такого же качества, как и нефть Киркука. Разработка этого месторождения была задержана в связи с войной, однако в октябре 1947 г. буровые работы были возобновлены.
В настоящее время ведется разведочное бурение на территории концессии «Басра петролеум компани». В начале 1947. г. в Ираке вступили в эксплуатацию две нефтяные скважины в Нахр-Амре и Зубаире, расположенные — первая к северо-западу, а вторая к югу от Басры. Два года спустя обе скважины стали давать большое количество нефти. Удельный вес нефти, добываемой в Нахр-Амре, — 0,816, и эта нефть по своему качеству является лучшей на всем Среднем Востоке.