Нефть в Британском Борнео


Нефть в Сараваке была известна давно. На протяжении долгого времени ее добывали для осветительных целей из выкопанных вручную колодцев, а также собирали на многочисленных выходах в виде густого остатка, который употреблялся для смоления каноэ. Однако настоящее развитие нефтяной промышленности началось лишь с 1909 г., когда компания «Англо-Саксон петролеум» получила от местного правителя концессию на эксплуатацию нефтяных богатств страны. Компания владела этой концессией до 1921 г., когда концессия была передана компании «Саравак ойл филдс» (филиалу концерна «Роял Датч-Шелл»), зарегистрированной в Сараваке.

Нефть в Британском Борнео

Первая продуктивная скважина

В 1910 г. в северном Сараваке, в районе Мири, была обнаружена нефть, и первая продуктивная скважина стала давать 12 тонн нефти в сутки. После того как была обнаружена промышленная нефть, последовало быстрое развитие нефтепромыслов. На нефтяном месторождении Мири, приуроченном к сильно нарушенной разрывами асимметричной антиклинали, расположенной на побережье, нефть была получена из песчаных пород верхнего миоцена с глубины до 900 метров. В 1920 г. добыча превысила 100 тыс. тонн, а к 1926 г. здесь добывалось свыше 700 тыс. тонн. Максимальное количество нефти было добыто в 1929 г. — 760 тыс. т. Однако после 1930 г. началось быстрое падение добычи нефти, и в 1939 г. месторождение было близко к истощению. Добыча нефти сократилась до 200 тыс. тонн в год.

Между тем «Бритиш Малеян петролеум компани», другой филиал концерна «Роял Датч-Шелл», открыла нефтяное месторождение Серия, приуроченное к пологой, нарушенной разрывами антиклинали, расположенной на побережье южного Брунея.

В 1924 г. компания получила первую концессию на 50 лет, а в 1932 г. — еще одну концессию на такой же срок. Добыча нефти на месторождении Серия началась в 1932 г., когда было добыто 177 тыс. тонн. Затем добыча быстро возросла и в 1938 г. превысила 700 тыс. тонн. Тяжелая асфальтовая нефть добывается с небольших глубин (150—600 м), а легкая парафинистая нефть — с глубин, достигающих 1600 метров. Месторождение продолжается под дном моря, причем его внешние границы еще не установлены. В других частях Саравака и Брунея также производились обширные поисково-разведочные работы, но промышленных запасов нефти обнаружено не было.

В 1916 г. в Мири был сооружен небольшой нефтеочистительный завод, который в 1919 г. был переведен в Лутонг, 11 км севернее Мири. Позднее завод был расширен настолько, что он перерабатывал нефть, добываемую на месторождениях Мири и Серия, что в 1939 г. составило около 1 млн. тонн. Мири — в прошлом деревушка — превратился в довольно крупный город, население которого состояло из нескольких сот европейцев и нескольких тысяч малайцев и китайцев. В городе имеются автобусное движение, моторные катеры, школы, больница, клубы для местного населения и для европейцев, а также площадки для игры в гольф, теннис и другие спортивные игры.

Когда районы нефтепромыслов были освобождены, то оказалось, что нефтеочистительный завод и скважины были полностью разрушены японцами. Их восстановление началось еще до победы над Японией. Об эффективности принятых мер можно судить, например, по тому, что к концу 1948 г. уровень добычи в три раза превосходил уровень 1939 г. Кроме того, начиналось осуществление большой программы увеличения нефтедобычи.

Нефтеперерабатывающие заводы

В 1948 г. Британское Борнео (Саравак и Бруней) дало 20 млн. баррелей нефти, и среднесуточная добыча, таким образом, составляла 55 тыс. баррелей. Был восстановлен нефтеочистительный завод Лутонг с пропускной способностью 25 тыс. баррелей нефти в сутки. В настоящее время идет строительство нового, более крупного нефтеперерабатывающего завода. Сырая нефть пока что вывозится за границу для переработки на нефтеочистительных заводах концерна «Роял Датч-Шелл».

На побережье Саравака нет защищенных гаваней для захода крупных судов, поэтому нефть приходится грузить по подводным нефтепроводам, выходящим в открытое море почти на 5,5 км. Нефтепроводы оборудованы эластичными шлангами, которые подымаются на борт и присоединяются к приемным трубопроводам танкера.