Жилье и роли в семье мексиканцев

Каждый мексиканец, даже в городе, мечтает иметь свой собственный дом. Однако ввиду чрезвычайной дороговизны это многим не по карману. Если позволяет площадь родительского дома, то молодая семья устраивается под одной крышей со стариками. Вместе с тем традиционная многодетность мексиканских семей делает этот вариант затруднительным. По данным официальной статистики, среднее число членов семей, проживающих в собственных домах, колеблется но стране от 8 до 10—12 человек. Водопровод и канализация имеются только в новых многоэтажных зданиях, где жилье достаточно дорого. В сельских районах водоснабжение и канализация есть у 30% домов, 40% жилищ не электрифицировано. Лишь 1/3 сельского населения страны получает воду из родников и колодцев, а остальные вынуждены брать ее из открытых водоемов, рек, озер, болот. В условиях субтропического и тропического климата такая вода непригодна для питья без предварительной обработки. Одним из самых очевидных доказательств плохих санитарных условий является очень высокая смертность сельского населения: из каждых 10 детей здесь умирают 6. Среди причин высокой смертности взрослого населения, живущего в деревнях, на первом месте (на нее приходится 90% смертей) стоят желудочно-кишечные заболевания.

Частные и государственные квартиры

Наиболее распространенным способом решения жилищного вопроса в городе является наем частной или государственной квартиры. Ввиду более низкой квартирной платы предпочтение отдается государственному жилью, однако в стране ощущается его дефицит. Только в Федеральном округе не хватает около 800 тыс. квартир. В последние годы в условиях финансово-экономического кризиса в связи с вынужденным сокращением государственных расходов, в том числе на жилищное строительство, эта проблема чрезвычайно обострилась.

Жилье и роли в семье мексиканцев

Независимо от того, является ли снимаемая семьей площадь государственной или частной, она, согласно мексиканскому законодательству, по истечении 10—15 лет аренды переходит в собственность квартиросъемщика и может передаваться по наследству, как любая другая частная собственность.

Однако наем квартиры доступен мексиканцам, имеющим гарантированную заработную плату. Вместе с тем, по данным официальной статистики, в стране насчитывается свыше 19 млн человек, живущих за официальной чертой бедности. В 1985 г. соотношение доходов групп обеспеченного и необеспеченного населения составляло 35—40:1. Бедняки, как правило, заселяют окраины городов и пригороды, устраиваясь в тесноте в перенаселенных трущобах. Высокообеспеченные семьи занимают собственные дома, расположенные в благоустроенных районах города или пригорода, позволяющие каждому члену семьи пользоваться двумя-тремя комнатами.

Обострение жилищной проблемы

Обострение жилищной проблемы, особенно в последнее десятилетие, напрямую связано с наметившимся изменением традиционной формы мексиканской семьи, которое выражается в переходе от так называемой большой семьи, содержащей несколько семейных ядер, к малой (односемейное ядро), предпочитающей иметь собственный источник существования и собственное жилье. Большая неразделенная семья сохраняется в неизменном виде в отдаленных, труднодоступных районах, чему способствуют их хозяйственные и социальные особенности, такие, как трудоемкость земледельческих работ, этнические традиции местных индейских жителей.

По данным последней переписи населения, средний размер семьи в Мексике составляет примерно 4—5 человек (в 1950 г. этот показатель был в 2,5 раза выше)23. Одна из причин этого сокращения — снижение рождаемости, которое означает переход к новому типу воспроизводства населения. Этот переход обусловлен общими для урбанизированных стран тенденциями (вовлечением женщин в общественное производство, повышением их культурного и образовательного уровня), кроме того, не последнюю роль играет растущая популярность европейского типа семьи.

Однако ввиду существенных региональных и социальных модификаций динамики рождаемости, обусловленных как социально-экономическими различиями, так и устойчивостью традиционных демографических идеалов с ранними браками и высокими показателями плодовитости брачных нар, Мексика заметно отличается от стран с современным типом воспроизводства населения. Так, за последние 30 лет по темпам среднегодового прироста численности населения она занимает одно из ведущих мест в Латинской Америке.

Рост числа вторичных расширенных семей

Наряду с тенденцией к образованию нуклеарных семей заметное место в Мексике занимает рост числа вторичных расширенных семей, что объясняется потребностью молодой семьи, где жена занята в общественном производстве, в помощи родителей по уходу за детьми. В отличие от развитых капиталистических стран, где из-за неизбежно возникающих трудностей адаптации всех членов такой семьи к новым условиям молодые стремятся поселиться неподалеку от родителей, для Мексики, имеющей невысокий уровень жизни основной массы населения, в таких случаях характерно совместное проживание. Таким образом, малая мексиканская семья не просто соседствует с большой, а функционально взаимодействует с ней.

В формах семейной организации страны гораздо более скромное место, чем в других латиноамериканских государствах, занимает матрифокальная семья. Для Мексики это относительно недавнее явление, в большей степе¬ни характерное для крупных городов. О степени распространенности указанной семьи говорит тот факт, что по состоянию на 1982 г. 76% мексиканских детей жили с двумя родителями.

В условиях распада большой семьи разрушается традиционный комплекс макроструктурных отношений. На смену ему приходят иные мотивы и стереотипы поведения, реализация которых находит свое выражение в усилении индивидуализма, разрушении родственных связей и даже отчуждения. Наиболее заметны эти процессы в крупных городах, где много мигрантов, оторванных от своих родных мест. В то же время в сельской местности традиционно сильные родственные связи сохраняются.

Информатор Мария Санчес, живущая в г. Мехико с мужем и ребенком, рассказывает, что раньше ее родители не только встречались с родственниками по праздникам, но и решали совместно с ними практически все семейные вопросы, не говоря уже о помощи в хозяйственных делах, требующих затрат времени и труда. Теперь жизнь так изменилась, считает Мария, что праздники служат чуть ли не единственной нитью, связывающей семью с корнями, благо многочисленность торжеств является одной из особенностей мексиканской жизни. Само название некоторых из них символизирует семейное единство. Это День волхвов (6 января), когда родители ночью кладут на постели детей подарки, которые, как верят дети, им передали волшебные короли. В День матери (10 мая) все члены семьи поздравляют мать и преподносят ей подарки, дочери заменяют ее на кухне, где организуется праздничный стол, либо все отправляются обедать в ресторан. Если мать умерла, то дети вместе с другими родственниками приходят на кладбище, чтобы возложить цветы на могилу и прочитать молитву.

Влияние католической церкви на семейно-обрядовые праздники

Как и в других латиноамериканских странах, в Мексике принято отмечать 15-летие девушки. Для этого торжества крестные родители покупают ей вечерний туалет и оплачивают расходы за службу в церкви. Затем родители устраивают в своем доме бал, который начинается поздно вечером. В полночь подается торт с 15 свечами, после чего танцы и веселье продолжаются до утра. Отныне девушка считается уже взрослой и „выходит в свет”. Ей разрешается носить туфли на высоком каблуке — непременный атрибут одежды мексиканки, ходить на балы, заводить знакомства с молодыми людьми, принимать от них подарки и т.д.

Очевидно, что в названных семейно-обрядовых праздниках ощущается влияние католической церкви. И это закономерно, ибо многие религиозные установки в результате их многовекового развития входят в культуру и быт народа, став народными традициями, и как таковые продолжают существовать, несмотря на ослабление влияния религии.

У современного поколения мексиканцев религиозные чувства несколько притупились, потеряли былую значимость, католики (98% населения) в большинстве своем не соблюдают церковные обряды и праздники. Вместе с тем католическая церковь прочно вошла в быт мексиканской семьи. Крещение детей здесь считается обязательным. Среди мексиканцев особенно большой популярностью пользуется праздник Святой девы Гуадалупе. Некоторые авторы в связи с этим называют мексиканскую религию „гуадалупизмом”. Религиозные праздники отмечаются семьей сначала в церкви, затем в семейном кругу. В День святого Хуана всей семьей купаются в озерах, реках и бросают в воду цветы. Наряду с общенациональными религиозными праздниками в Мексике много местных, связанных с чествованием местных святых.

Политика сплочения единой революционной семьи

Новым тенденциям, разрушающим традиционные взаимоотношения между родственниками, противостоит проводимая с 1917 г. руководством странны политика сплочения единой революционной семьи, направленная на решение в условиях большой этнокультурной вариативности вопросов консолидации нации, воспитания национальной гордости, патриотизма. В рамках этой политики действует так называемая гармонично-коллективная модель формирования личностной определенности. В соответствии с ее разработками в школах преподается предмет educacion civica, который помогает подросткам усвоить правила взаимного общения, повысить уровень национального самосознания. Указанная модель предполагает восприятие ответственности за успешное развитие страны как своего личного дела, вместе с тем ответственность за свои поступки индивидуум делит с обществом, что порождает определенные внешние формы социального контроля за деятельностью каждого гражданина.

Массовая миграция в городе создала условия для нивелировки ролевых установок полов в мексиканской семье. В какой-то мере этому способствует американизация мексиканского общества, разрушающая традиционный стереотип, умножая его региональные и социальные модификации. Однако в целом этот процесс противоречив и неравномерен.

В оценке основных характеристик структуры внутрисемейных взаимоотношений мужа и жены как в научной, так и в популярной литературе обнаруживаются обескураживающие противоречия. Одни авторы считают мексиканскую семью из-за невысокого уровня разводов одной из самых прочных, обеспечивающих социальную защищенность личности, прибежище от жизненных невзгод. Прочность семейных связей, глубокое уважение детей к родителям и старикам, высокий статус матери, дисциплина детей в семье расцениваются исследователями как факторы стабильности семьи в Мексике. Другие ученые, указывая на дезорганизованность семейных отношений мексиканцев, особенно малоимущих и средних слоев, отмечают дестабилизирующее влияние на членов семьи таких фактов, как отсутствие взаимоуважения супругов, верности мужа, довольно распространенное, особенно в низших неимущих слоях, применение физического насилия при воспитании детей, избиение жены, открытое сожительство с другими женщинами, часто с родственницами по линии жены.

Ввиду такого разногласия мнений очевидна необходимость концептуализации современной системы внутрисемейных отношений в Мексике.

Специфика мексиканского варианта семьи

Специфику мексиканского варианта семьи определяют два фактора — относительно низкий статус института семьи и брака и значительная разница в статусе полов в браке. Невысокий престиж супружеской системы обусловлен, с одной стороны, традиционно низким социальным статусом женщины в Мексике, с другой — существованием на протяжении длительного времени системы амиго — одного из основных факторов, влияющих на социализацию мексиканского мужчины, обусловливающих его участие в неформальной группе сверстников-друзей.

Амиго действует как мощный механизм социального контроля и эффективного влияния на мексиканского мужчину в течение всей его жизни. Хотя у разных социальных слоев населения наблюдаются существенные различия в формах и размерах такого контроля, эта система считается высокостатусной на всех социально-экономических уровнях. Как показывают исследователи, в системе амиго участвуют 24% мужчин среднего класса и 41% низшего класса (обследования высших слоев общества не проводилось). Установки амиго во многом подвержены влиянию мачизма. Мачизм делает упор на независимость, импульсивность, физическую силу как единственный способ разрешения разногласий, жестокость и грубость в обращении с женщинами и насилие в отношении более слабых и подчиненных, определяя соответствие индивида существующим государственным и общественным структурам, его отношение к культурным императивам или дисгармонию с ними.

При таком положении дел включение мексиканского мужчины в супружескую систему является для него своего рода жертвой. И хотя на личностном уровне женитьба приносит ему достаточно благ, ощущение потери социального престижа холостяка достаточно велико. С точки зрения системы амиго ее член, женившись, теряет свою независимость и тот высокий социальный статус, который имел юноша в течение ряда лет.

Господство мужчины над женщиной в современной мексиканской семье

В современной мексиканской семье сформировался своеобразный характер господства мужчины над женщиной. Он обусловлен не только традиционно подчиненным положением женщины в мексиканском обществе, которое воспроизводится из поколения в поколение. Доминирующее положение главы семьи в семейных отношениях наряду с абсолютным характером собственности и свободой договора было одним из классических принципов, закрепленным еще в 1870 г. первым в истории Мексики федеральным Гражданским кодексом, который отражал положение старого испанского права.

Дифференцированный статус полов в супружеской системе дополняется конфликтом между ролевой установкой мужа, полученной в системе амиго, и требованиями, выдвигаемыми супружеской системой. Как правило, конфликт такого рода разрешается в пользу социального самоутверждения мужа. В критический момент супружеской жизни муж, как правило, не ищет поддержки у своей жены (в силу ее низкого социального статуса) и стремится заполнить вакуум статуса возвращением в систему амиш.

Однако жена открыто или тайно пытается противостоять этой системе. Такая борьба, особенно острая в первые годы супружества, не прекращается на протяжении всей супружеской жизни в различных формах и масштабах. При этом женатый мужчина стоит перед выбором: продолжать активно действовать в системе амиго при относительном ухудшении супружеского климата, полностью переориентироваться на супружескую жизнь и (третья альтернатива), выйдя из системы амиго, попытаться выработать компромиссную форму между первым и вторым вариантами поведения, обеспечивающую позитивный внутренний образ. В действительности взаимоотношения супругов в мексиканской семье нельзя характеризовать однозначно, им свойственна целая гамма приспособления к трем названным вариантам поведения мужчины. Такое расхождение необходимости исполнения супружеской роли и ценностной ориентации мужчины составляет хорошо известный феномен разрыва личности в процессе социализации, который наблюдается и в других латиноамериканских странах.

По мнению исследователей мексиканской семьи, взаимоотношения супругов в ней наиболее четко отражает формула: одиночество в компании двоих. Эта проблема, в свою очередь, включает как изоляцию каждого из супругов, так и понятие их „совместного одиночества” и отчуждения от детей по мере взросления последних (речь идет не о личностной приспособляемости, а об отчужденности как члена супружеской семьи).

Характер капиталистического развития Мексики, принявший крайне уродливые, далекие от классических западноевропейского и североамериканского образцов формы, искаженный воздействием докапиталистических пережитков, наложил весьма ощутимый отпечаток на судьбу национальных семейных отношений. В этих условиях присущие моногамии противоречия получили наиболее полное развитие. Ввиду этого единобрачие выступает здесь нередко лишь как внешняя форма.

Причины конфликтов в мексиканской семье

Если исключить компенсаторное стабилизирующее влияние церкви, неформальной организации соседей или расширенной семьи, жена, участвуя лишь с одной стороны в супружеской системе, становится полностью зависимой от мужа в деле интегрального сохранения данной системы. Ввиду этого очевидно, что семейные конфликты способствуют отчуждению прежде всего жены. Как показывают полевые исследования, конфликты в мексиканской семье возникают по четырем основным причинам:

  1. распределение семейного бюджета;
  2. конфликт на базе ценностных ориентаций обоих супругов;
  3. относительно низкий культурный уровень обоих супругов;
  4. различный культурный статус супругов.

Надо отметить, что первая причина конфликтов вызвана отсутствием у мужа понимания необходимости вносить свои средства в семью. Размер конфликта в этой области зависит как от статуса мужчины в системе амиго до женитьбы, степени его эмоционального и финансового участия в ней, так и от уровня его эмоционального участия в супружеской жизни и личностных качеств жены (прежде всего степени ее покорности).

Конфликт на почве ценностных ориентаций напрямую связан с тем обстоятельством, что система амиго социализирует мексиканского мужчину посредством ряда механизмов и ролей, которые котируются в ней очень высоко, особенно в подростковой субкультуре. Вступая в брак, неожиданно для себя молодой человек оказывается перед набором совершенно новых для него ролей. В большинстве случаев их новые ориентиры находятся в прямом противоречии с его оценкой своего образа. Существует мнение, что в мексиканской общественной структуре нет большего противоречия, чем противоречие между ролями женатого и холостого мужчины.

Анализ объективных сообщений жен, полученных в результате полевого исследования американскими специалистами, позволил сформулировать следующие пять основных пунктов, определяющих индексы поведения мужа в мексиканской семье:

  1. тратит деньги таким образом, что это не приносит пользы семье;
  2. часто не бывает дома;
  3. предпочитает проводить свободное время с друзьями, а не с женой и детьми;
  4. тратит с друзьями много денег;
  5. не ночует дома по не зависящим от его работы причинам.

Общий уровень корреляции коэффициентов (соотношение двух переменных „да” и „нет” в ответе на каждый вопрос), составляющий соответственно по каждому пункту 68, 63, 74, 60 и 69, говорит об активном участии мужей после женитьбы в системе амиго.

Причины отчуждения жены

В этом же полевом исследовании были сформулированы шесть пунктов для определения индекса отчуждения жены:

  1. я часто вынуждена искать эмоциональную поддержку вне семьи;
  2. мой муж не говорит, сколько он зарабатывает;
  3. мой муж не спрашивает моего мнения по вопросам семейных расходов;
  4. мой муж строит планы на будущее, не спрашивая моего мнения;
  5. мой муж не говорит со мной о личных проблемах;
  6. я не могу говорить о своих личных делах с мужем.

Корреляция коэффициентов по пунктам составила соответственно 51, 51, 61, 33, 57, 69. Данные о степени участия мужа в системе амиго и отчуждении жены позволяют получить представление не только об отношениях между супругами, но и о взаимосвязи между этими двумя явлениями. Статистический анализ данной взаимосвязи показывает, что, чем активнее участие мужа в системе амиго, тем более отчуждена в семье жена. Если анализ дополнить рассмотрением контрольных социально дифференцированных показателей, то динамика названных переменных будет значительно варьировать в зависимости от классового состава обследуемой совокупности, образовательного уровня жен, а также такого фактора, как количество детей в семье.

Анализ внутрисемейных отношений супружеских пар

Особый интерес представляет анализ внутрисемейных отношений супружеских пар в связи с их классовой принадлежностью. Контрольные данные полевого исследования показывают, что в супружеской системе беднейших слоев общества значительно выше как участие мужа в системе амиго (коэффициент корреляции 50), так и отчуждение жены (коэффициент корреляции 63). Это служит еще одним свидетельством большой пассивности и покорности женщин низших классов.

Наиболее разительны различия во взаимоотношениях в семьях, где женщины имеют разную степень образованности. Так, при условном их разграничении на две группы — первую, где жены обучались менее 6 лет, и вторую — более 7 лет, для первых был характерен коэффициент корреляции 55, а для вторых — 67. Таким образом, более высокий образовательный уровень жены делает ее в семье более отчужденной, и, несомненно, именно это обстоятельство заставляет ее действовать более активно в конкуренции с системой амиго.

Психологический климат мексиканской семьи

Очевидно, что как мачизм мужа, так и отчужденность жены не могут не оказывать серьезного влияния на психологический климат мексиканской семьи. При исследовании этого вопроса проведенный анализ коэффициентов корреляции молодых супружеских пар, женатых менее 4 лет, показывает соотношение 76, а для состоящих в браке более 5 лет — 55. Это позволяет сделать вывод, что большая отчужденность молодой жены чревата взрывоопасными последствиями.

Сопоставление степени отчужденности жены со степенью вовлеченности мужа в систему амиго с разбивкой семей по количеству в ней детей, показывает, что пары, имеющие менее трех детей, дают коэффициент отчуждения 46, многодетные — 61. Таким образом, получается, что в плане измерения отчужденности жены система амиго играет большую дестабилизирующую роль в многодетных семьях.

Особая роль семьи как социальной группы обусловлена ее важнейшей функцией по поддержанию культурной преемственности этнической общности путем передачи культурного наследия последующим поколениям. Семья создает специфическую среду, в которой происходит социализация ребенка, формируются его установки и ценности, во многом определяющие основные характеристики последующей жизнедеятельности.

Поддержание этнокультурной преемственности в семейной среде осуществляется различными путями. В том случае, если сохраняется трехпоколенная семья, общение с дедушкой и бабушкой служит своеобразной компенсацией недостаточного общения с родителями и обеспечивает известную этническую направленность воспитания детей. Однако ныне доминирующая нуклеарная семья практически исключает подобный механизм приобщения к материнской культуре.

В распределении родительских обязанностей в семье, состоящей из одной супружеской пары и детей, наблюдается большая конкретизация, связанная с половой принадлежностью ребенка. Так, в дошкольном возрасте воспитание мальчиков и девочек полностью находится в ведении матери. Отец крайне редко носит детей на руках или играет с ними. Эмоциональная близость между отцом и детьми практически отсутствует. Они уважают отца как главу семьи и очень боятся его гнева. Авторитетный стиль управления семьей, определенная отчужденность отца от семейных дел породили феномен отсутствующего отца в мексиканском доме (имеется в виду отсутствие не из-за смерти или ухода из семьи, а прежде всего психологическая отчужденность).

По мере взросления детей девочки, еще больше отдаляясь от отца, приобщаются к ведению домашнего хозяйства, воспитанию младших братьев и сестер, усваивая традиционную для мексиканских женщин модель поведения — мягкость, инертность, сексуальную пассивность, покорность, терпеливость. Мальчик пользуется значительно большей свободой, и образцом ему служат те внешние поведенческие модели, которые характерны для отца. С раннего детства в нем воспитывается мужской эгоизм, который принимает гипертрофированные формы вследствие подчеркнутого внимания взрослых и сестер к личности мальчика.

Система амиго

Еще в юношеском возрасте основные социальные и психологические функции становления мужчины начинает выполнять система амиго. Она становится компенсаторным источником безопасности подростка, восполняя традиционно отсутствующий с детства контакт с отцом. Оценка секса, женщин, денег, друзей, стремление к власти приобретается, развивается и укрепляется в системе неформального общения в кругу друзей.

Информатор Мануэль рассказывает, какое влияние на него оказывали его друзья, когда он в детском возрасте с одобрения их компании вступил впервые в половую связь, обучился игре в карты, сумел утвердить в драке свое мужское достоинство. Однажды, когда он, повзрослев, нашел постоянную хорошо оплачиваемую работу, друзья потребовали, чтобы он оставил ее и прошел испытания, которые настоящий мужчина — „мачо” — должен преодолеть.

Комплекс мачизма в качестве культурной ценности передается молодым мексиканцам через ряд „настоящих испытаний”. Прежде всего это уличные драки как внутри группы, так и между различными группами. Набор ценностей и опыта, приобретаемых на такой основе молодым человеком, становится базисом для создания им собственного образа настоящего мужчины — беззаботного, романтического Дон-Жуана, пренебрегающего домашними обязанностями и повседневными заботами семьи. Для мексиканского подростка любой намек на сентиментальность, добродушие недостоин настоящего мужчины.

Лояльность по отношению к друзьям часто ставится выше родственных связей. Среди юношей, поддерживающих солидарность через систему амиго, бытует формула, отражающая их взаимоотношения, — „больше, чем брат”. Правила, контролирующие социальные отношения между близкими друзьями, стоят на высшей отметке шкалы культурных ценностей и подкрепляются эффективной системой позитивных и негативных санкций. О степени близости между членами группы амиго дает представление такой пример. Юноша, опасающийся, что забеременевшая от него девушка обратится в суд, может быть уверен — среди друзей он найдет поддержку и они помогут ему поставить под сомнение его отцовство и избежать наказания. Как отмечает один из исследователей феномена амиго в Мексике, мужская солидарность в таких случаях доходит до того, что друзья вынуждают истицу к половой близости с ними.

Таким образом, система амиго в мексиканском обществе выполняет те функции по социализации мужчин, которые обычно являются прерогативой семьи. Важный рубеж жизненного цикла ребенка формируется вне семейного коллектива, в итоге жизнь индивидуума все меньше сориентирована на нормы семьи. Ввиду этого очевидна тенденция к нарушению межпоколенной трансмиссии этнокультурных традиций.

Надо добавить, что в условиях усиливающейся в последнее десятилетие транснационализации страны происходит рост социально-культурного влияния США. Посредством расширения рынка кино (в 1984 г. 68,4% вышедших на экран новых фильмов были американские), пластинок, журналов, видеокассет пропагандируются индивидуализм, расизм, самолюбие, роскошный образ жизни. В результате среди мексиканцев, особенно подростков, отмечаются повышение уровня отчужденности от национальных ценностей, тяга к североамериканскому мышлению и формам потребления. Это нашло свое выражение в участившихся случаях проживания подростков на американский манер отдельно от родителей.

Таким образом, несмотря на то что сфера семейного быта является в силу традиционной замкнутости наиболее консервативной частью этнической культуры, происходящие в стране социально-экономические процессы и перемены модифицируют традиционные характеристики мексиканской семьи. Ныне здесь соседствуют достаточно высокий уровень детности, главенство мужа и отца, низкая разводимость и растущая профессиональная занятость женщин, выравнивание образовательного и культурного уровня супругов. Эти новации способствуют закреплению и расширению социально-экономической и культурной независимости женщин и в конечном счете приведут к переменам во взаимоотношении полов, к их новым ролевым установкам в семье. Можно полагать, что в поведенческой модели мужчин возобладают новые ценности, противостоящие мачизму и системе амиго. Отражением этих тенденций явился принятый под давлением широкой общественности закон об охране матерей и детей, направленный на сокращение неюридических браков.