Место денег в структуре капиталистического воспроизводства

Необходимым условием научной критики буржуазных теорий денег является выяснение совокупности вопросов, определяющих их исходную методологическую основу и общую логику построения. «…Нельзя вполне уяснить себе никакой ошибки, в том числе и политической, если не доискаться теоретических корней ошибки у того, кто ее делает, исходя из определенных, сознательно принимаемых им, положений», — отмечал В. И. Ленин. Это утверждение, имеющее общетеоретическое значение, в полной мере относится и к принципам исследования эволюции буржуазных определений сущности денег и их места в системе капиталистического воспроизводства.

Уже указывалось, что анализируя содержание буржуазных и мелкобуржуазных теорий денег, К. Маркс обращал внимание в первую очередь на то, как трактуется тем или иным направлением экономической мысли теория стоимости. В экономике, основанной на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда, вся совокупность производственных связей реализуется посредством стоимостных отношений. «Понятие стоимости, — подчеркивал в связи с этим Ф. Энгельс, — является наиболее общим и потому всеобъемлющим выражением экономических условий товарного производства». В силу этого теория стоимости независимо от того, какое место она официально занимает в том или ином направлении политической экономии, всегда выступает в роли объективной основы анализа экономических процессов, выполняя тем самым всеобщую методологическую функцию процесса познания.

место денег в структуре производства

Это касается структуры исследования всей совокупности экономических категорий, в том числе теоретического анализа денег как специфического производственного отношения, которое по своей сущности представляет экономическую форму непосредственной реализации стоимости. «Стоимость товара, — писал К. Маркс, — сохраняет свое значение основы, так как только из этого основания могут быть развиты в понятии деньги…». Следовательно, без выяснения того, как то или иное направление буржуазной экономической мысли трактует теорию стоимости, критический анализ теории денег лишается политэкономического содержания. Такой анализ не может претендовать на исследование специфичности всей совокупности антимарксистских, в том числе буржуазных, трактовок сущности денег как формы производственного отношения, а в лучшем случае позволяет познать характеристики их функциональных применений, т. е. выяснить лишь наиболее поверхностный слой рассматриваемых теоретических концепций.