Урок 1. Ценообразование авиабилетов, акции и распродажи

Начнём с развенчания одного популярного стереотипа, который гласит: «Чем раньше ты купишь билет, тем он дешевле тебе обойдётся». В реальности же, эта закономерность иногда работает, а иногда нет. Дело в том, что ценообразование авиабилетов связано не с датой продажи, а с базовой стоимостью авиабилета, куда включены все расходы авиаперевозчика, и коммерческой наценкой, которая зависит от заполняемости конкретного рейса в конкретное время.

Стоимость билета = Базовая стоимость + Коммерческая наценка

Начнем с того, когда авиабилеты появляются в продаже. Для постоянных регулярных рейсов возможность покупки открывается за 11 месяцев от даты вылета. Исключение составляют новые рейсы, а также рейсы сезонного расписания, которое меняется в аэропортах минимум 2 раза в год. В этом случае, дистрибуция билетов начинается после согласования графика полётов с аэропортами.

По какому алгоритму формируются цены на авиабилеты?

За исключением сверхпопулярных маршрутов, которые летают несколько раз в день (Например, Москва – Лондон), алгоритм следующий:

  • Первые 10 билетов продаются по минимальной базовой стоимости.
  • Следующие 10 билетов продаются с небольшой наценкой.
  • Следующие 10 билетов продаются с ещё большой наценкой.

Стоимость продаж последних кресел на рейсе, как правило, самая высокая. Конечно, все авиакомпании используют свои коэффициенты, шаг повышения цены необязательно кратен 10. Такая методика применяется из-за того, что она позволяет собирать максимальную выручку с каждого рейса. Продажи осуществляются всем категориям пассажиров: экономным, которые могут просто не полететь, если цена будет выше определенного предела, а также для людей в срочных жизненных обстоятельствах, которые готовы переплачивать, лишь бы успеть вовремя добраться в пункт назначения.

ценообразование авиабилетов

Практические рекомендации. За какой срок нужно покупать билеты для максимально низкой цены?

Для рейсов, осуществляемых в Новый Год и плюс-минус несколько дней, самые дешевые билеты нужно покупать, практически, за 11 месяцев. То есть сразу после их появления в продаже.

Для популярных направлений с вылетом в выходные дни, необходимо делать это минимум за 3-4 месяца. Иногда, ещё раньше.

На непопулярные дни и не популярное время. Например, во вторник или в четверг, осенью, с вылетом в ночное время, самые дешевые билеты часто доступны еще за 1 – 1,5 месяца до вылета.

Акции авиакомпаний

Реальность рекламных акций и специальных предложений авиакомпаний такова, что настоящее снижение цен производится крайне редко, буквально, не чаще, чем 1 раз в полгода. Почему так происходит? Рентабельность авиакомпаний очень мала, 1-2%. Из-за высокой конкуренции в мире, по многим направлениям цены итак приближены к минимально возможному порогу, ниже которого летать просто не выгодно.

Поэтому, если вы видите рекламу о том, что по нужному вам направлению предоставляется скидка на полёты в 30-50%, не торопитесь покупать. Вместо этого, воспользуйтесь поиском авиабилетов и обязательно посмотрите предложения и цены других авиаперевозчиков.

Также будьте аккуратны с информационными рассылками от авиакомпаний и их группами в соцсетях. Довольно многие злоупотребляют псевдоскидками. Говорят, что цена снижена, в реальности же, сумма оказывается точно такой же, как и раньше. Мы часто проверяли подобные рекламные сообщения и очень часто натыкались на такой нечестный приём.

акции авиакомпаний, скидки и распродажи

Еще один нечестный рекламный приём с дроблением цены на составляющие

Например, какой-нибудь европейский перевозчик присылает вам письмо, что билет из Санкт-Петербурга во Францию обойдется вам в 3000 рублей. Вы заходите на сайт и правда: билет стоит 3000 рублей. А вот налоги и сборы, которые оплачиваются дополнительно, составляют 10500 рублей. Итого полная стоимость билета при покупке составит 13500 рублей, а не рекламные 3000. Что, конечно, сильно разочаровывает и оставляет неприятный осадок внутри.

Аналогично работают и многие купонные сервисы в этой тематике. Изначально, повышают базовую цену полёта вдвое, а затем продают скидку в размере 50% под видом очень выгодного рыночного предложения.

Когда акции авиакомпаний хороши, реально работают и полезны?

Таких ситуаций на рынке две.

  1. Авиакомпания высокого уровня с хорошим сервисом, чьи билеты обычно стоят дороже, опускает стоимость перелетов на уровень бюджетных авиакомпаний. Найдя такое предложение, вы можете слетать с большим комфортом и дополнительным сервисом за меньшие деньги. Обычно, это делают в рамках конкурентных сражений, стараясь переманить пассажиров к себе.
  2. Когда авиакомпания запускает новый рейс и ей нужно разрекламировать его среди путешественников. На языке авиационной отрасли это называется «раскатать рейс». Этому помогают региональные аэропорты, которые делают большие скидки авиаперевозчикам на открытие новых направлений, которых раньше в этом городе не было. Первый год полетов на новых направлениях, почти всегда будет стоить дешевле. Стоит следить за местными новостями, о том, что из ближайшего к вам аэропорта какая-то авиакомпания начнет выполнять новые рейсы и открывает новые направления.