В этом уроке мы с примерами расскажем о том, как менять или возвращать авиабилеты, включая случаи, когда вы опоздали на самолет, либо вам нужно вернуть невозвратный билет.
Классы бронирования авиабилетов
Ваши возможности по внесению изменений в билет, обмену его на другой рейс или возврату полностью зависят от его класса бронирования. Он показывается при покупке, либо его можно определить по буквенному коду, состоящему из одной заглавной буквы.
P | Премиальный первый класс |
F | Первый класс |
A | Первый класс со скидкой |
J | Премиальный бизнес-класс |
C | Бизнес-класс |
D, Z, I | Бизнес-класс со скидкой |
W | Экономический премиальный |
S, Y | Экономический класс |
B, H | Экономический класс со скидкой |
M | Туристический класс |
K, L, N, Q, T, V, X, O | Дешевый класс / экономический со скидкой |
Всегда необходимо уточнять правила конкретной авиакомпании, но в большинстве случаев классы бронирования можно поделить на три группы:
- Внесение изменений в билет невозможно.
- Изменения можно сделать за дополнительную плату, либо с выплатой штрафа.
- Бесплатное внесение изменений.
Если вы хотите получить доступ к выбору билетов по всем классам бронирования, вам следует совершать покупку на официальном сайте авиакомпании. При покупке в интернет-агентствах вам будут показаны не все доступные варианты. Как правило, в их интерфейсах отображаются два варианта: самый дешевый тариф без багажа и самый дешевый тариф с багажом.
Если вы ещё не определили точные даты вашей поездки, для вас существуют две стратегии:
- Купить билет с возможностью бесплатных изменений. Это будет стоить на 20-50% дороже, но избавит вас от многих тревог, в случае переноса дат поездки.
- Подождать, пока вы определитесь с датами и купить невозвратный билет, который будет стоить дешевле тарифа с возможностью изменений. В этом случае, вы не сможете воспользоваться фишкой с ранней покупкой за несколько месяцев, чтобы получить самую дешевую цену.
Изменения в авиабилетах: что можно и что нельзя
В большинстве авиакомпаний нельзя изменять:
- Номер паспорта и персональные данные.
- Написание имени и фамилии (допускаются 3 ошибочных символа, не меняющие звучание и понимание фамилии).
Можно изменять:
- Дату вылета.
- Время вылета (если по нужному вам маршруту летает несколько рейсов в день).
Если вы ошиблись и заметили свою ошибку сразу после покупки, попробуйте позвонить в call-центр авиакомпании или интернет-агентства по покупке билетов. Часто, в первые 30 минут, операторы смогут помочь вам внести изменения в билет без дополнительной головной боли и штрафов.
Возврат авиабилета
Каждый из тарифов авиакомпании может иметь свою политику возврата авиабилетов. В основном, бывает три варианта:
- Невозвратный тариф.
- Возврат со штрафом в размере фиксированной суммы (чаще в России и в Европе), либо % от стоимости (чаще в США).
- Возврат стоимости билета без штрафа. Иногда могут вычесть комиссию за банковский перевод до 3%.
В целом, процесс возврата авиабилетов похож на описанный выше процесс внесения изменений.
Как вернуть невозвратный билет на самолет?
Стоимость любого билета состоит из нескольких частей:
- Тариф авиакомпании.
- Таксы и сборы (топливо, услуги аэропорта итд).
Давайте посмотрим, из чего состоит стоимость невозвратного билета из Москвы в Европу.

Невозвратной частью является тариф авиакомпании. При досрочном возврате, большинство авиакомпаний вернет вам уплаченные таксы и сборы. В данном примере, из 7273 рублей вы потеряете 1840 рублей. Что неприятно, но не является катастрофой.
Внимание!
Многие неграмотные люди распространяют миф «В России есть закон, что нельзя продавать невозвратные билеты.» И предлагают заваливать жалобами авиакомпании, вымогая деньги. Вот небольшая выдержка из Федерального закона:
«Если авиабилеты куплены по невозвратным тарифам, авиаперевозчик вернет лишь неиспользованные суммы, которые взимались в пользу иных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет.»
Как внести изменения в авиабилет или оформить возврат
Причины возврата, либо внесения изменений:
- Рейс отменен или изменен по вине авиакомпании. Авиакомпания без каких-либо штрафов предоставит новый билет, либо вернет полную сумму.
- Серьезные личные причины. В случае, возникновения серьезных причин: тяжелой болезни пассажира, смерти близкого человека и некоторых других, во многих авиакомпаниях можно вернуть полную стоимость билета без штрафов. Конечно, потребуется предоставить документы, подтверждающие серьезные обстоятельства.
- Обычные жизненные причины, типа сложностей на работе обрабатываются строго по правилам тарифа авиакомпании.
Способы возврата, либо внесения изменений:
- В личном кабинете на сайте авиакомпании, либо интернет-агентства.
- По телефону call-центра интернет-агентства, либо авиакомпании.
- В офисе, либо точке продаж авиакомпании.
- На стойке авиакомпании в аэропорту.
Чаще всего, деньги возвращают на ту же банковскую карту, с которой вы совершили оплату. Наличные не выдают.
Примеры невозвратных тарифов некоторых авиакомпаний
Авиакомпании и тарифы | Внесение изменений до вылета |
«Аэрофлот»: Бюджет и Промо | Разрешено с доплатой |
S7 Airlines: Эконом Базовый | Разрешено с доплатой |
UTair: Минимум | Разрешено с доплатой |
Уральские Авиалинии: Промо | Разрешено с доплатой |
Победа: Стандарт | Запрещено |
Nordwind: Промо | Разрешено с доплатой |
«Нордстар»: Промо | Запрещено |
Air France: Standard | Разрешено с доплатой |
Turkish Airlines: промотариф Economy | Запрещено на всех рейсах внутри Турции. Разрешено на некоторых международных рейсах с доплатой. |
Belavia: Специальное предложение | Запрещено |
Alitalia: Light | Разрешено с доплатой на рейсах внутри Италии, а также из/в Амстердам. На остальных — запрещено. |
airBaltic: Basic | Запрещено, если не была оплачена услуга «Гарантия изменения рейса». |
Lufthansa: Economy Light | Запрещено |
Aegean Airlines: GoLight | Разрешено с доплатой |
Что делать если вы опоздали на самолет?
Причины опозданий бывают разными и от этого зависит, по какому сценарию будут развиваться дальнейшие события.
Вы купили единый билет с пересадкой и ваш первый рейс был задержан. Вам необходимо подойти к стойке авиакомпании (либо встретиться с представителем, если он подошел в зону ожидания сам). Вам предложат лететь следующим рейсом этой авиакомпании, либо авиакомпании-партнера без каких-либо дополнительных доплат.
Если ближайший рейс будет только на следующий день, вам могут предложить:
- Купить билет на рейс любой авиакомпании. Но если его цена будет выше той, что вы уже оплатили, с вас вправе попросить доплату.
- Предоставить вам гостиницу, трансфер и питание при условии, что у вас есть виза, либо ваше гражданство и правила страны позволяют вам покинуть зону аэропорта.
Если вы покупали отдельные билеты на рейсы.
- По прилету в точку пересадки, посмотрите на табло. Возможно следующий рейс так же задержан и вы на него полноценно успеваете.
- Если следующий рейс улетел, вам нужно подойти к стойке авиакомпании, которой вы прилетели и попросить компенсацию. Либо, если они откажутся, попросить справку о фактическом времени прилета вашего опоздавшего рейса.
- Сохраняйте все чеки на приобретение нового билета, брони гостиницы.
- После возвращения домой направьте заявление на возмещение дополнительных расходов вашей авиакомпании, приложив чеки.
- В случае отказа обратитесь в суд.
Что делать, если ваш рейс улетел?
- Подойдите к стойке авиакомпании улетевшего рейса и спросите у них, как вам лучше поступить.
- Если нельзя улететь следующим рейсом, попробуйте вернуть часть денег. В зависимости от условий тарифа, часть из них вам могут вернуть. Сотрудники создадут заявку на возврат средств и они вернуться на вашу банковскую карту в течение 3-60 дней.
- Если ваш билет был куплен по маршруту «туда – обратно», обязательно спросите, о его статусе. Часто билет сгорает, если пассажир не воспользовался первым сегментом полёта.
- Купить новый билет на самолет, либо поехать автобусом или поездом, если этот вариант окажется для вас удобнее и быстрее. Иногда время ожидания следующего подходящего рейса составляет несколько дней и проще сменить транспорт.
Как купить билет в аэропорту
- На стойках авиакомпании. Часто билеты здесь продаются существенно дороже, чем в интернете.
- Если у вас есть ноутбук или смартфон, а также мобильный интернет или wi-fi, вы можете приобрести билет в обычном порядке через интернет.
- Позвонить родственнику или другу, продиктовать ему паспортные данные и попросить его купить билет.
- Если родственники и друзья не могут помочь, можно позвонить в одно из агентств, продающих авиабилеты по телефону, продиктовав данные своей банковской карты (очень распространенная практика за границей).
Билеты, приобретаемые через интернет, продаются в электронном виде, поэтому в дальнейшем в аэропорту, вам понадобиться только паспорт.