Родственные связи на Пуэрто-Рико

Структура родственных связей на острове, как и везде в Латинской Америке, кроме кровного родства и свойства, традиционно включает ритуальное родство, или компадразго. Согласно католическому ритуалу, первоначально люди вступали в отношения компадразго только при крещении ребенка. Родители новорожденного выбирали среди своих знакомых или родственников двух человек, хорошо им известных и непременно уважаемых ими, и просили их согласия принять участие в церемонии крещения ребенка. Оплачивать церемонию, если она проводилась в церкви, должны были будущие крестные родители. И если у них в назначенный день не было необходимой суммы, церемония откладывалась, иногда на несколько месяцев. Если все было хорошо, то крестные родители несли ребенка в церковь, где священник проводил церемонию крещения, а затем в дом к его настоящим родителям, где уже находились приглашенные гости и все было готово для семейного праздника. Отец ребенка и его крестный отец вели себя на этом вечере как сохозяева. На Пуэрто-Рико церковное крещение в некоторых случаях заменялось домашним крещением водой, которое было менее торжественным. В этой процедуре участвовали только самые близкие родственники. Домашнее крещение проводилось обычной, не освященной в церкви водой. Оно практиковалось в горных отдаленных районах, где не было постоянного священника.

Компадрес

В результате этого ритуала родители ребенка и его крестные родители становились „компадрес”. Отношения между ребенком и его названными родителями отличались от его отношений с биологическими родителями. Первые были ответственны за духовное развитие ребенка. Именно это частичное разделение родительских обязанностей с передачей части их — но существенной — в руки крестных родителей и являлось, как считает известный исследователь католической системы ритуального родства Питт Риверс, идеологическим оправданием компадразго. Кроме того, на основании данных, собранных в ходе полевых исследований в южной Испании, он сделал заключение, что компадразго ни в коем случае не является категорией фиктивного родства.

Родственные связи на Пуэрто-Рико

Гудемаи, работая над этой же темой в Панаме, отмечал, что связи, устанавливаемые при крещении в ортодоксальном католическом ритуале, создавались по образцу структуры кровнородственных связей, но в то же время отличались от последних более высоким рангом. Различие это, по его мнению, в основе своей имело концепцию дуальной природы человека как биологического и духовного существа одновременно. Природный, первородный грех человека искупался лишь во время обряда крещения, когда он как бы заново рождался. И естественно, что родители, данные церковью этого второго, очищающего рождения и являющиеся непосредственными участниками „безгреховного” вхождения младенца в мир, ставились выше. Долг природой данных родителей состоял в том, чтобы обеспечивать естественные биологические нужды ребенка; долг богом данных — гарантировать ему место в христианском мире.

Кроме того, приобретение ребенком во время обряда крещения христианского имени, обеспечивающее ему индивидуальную социальную принадлежность, опять же происходило при содействии и покровительстве крестных родителей — падринос. Таким образом, отношения компадразго создавали сеть ритуального родства, которое, по-видимому, не только не уступало по значимости кровному, но имело еще и более высокое социальное назначение — создавать межсемейные, общинные связи, основанные на родственной помощи и поддержке.

Со временем рамки функционирования института компадразго на Пуэрто-Рико расширились. Так, кроме крещения младенца, основанием для установления отношений компадразго могло стать и бракосочетание или любое важное событие. Иногда общие интересы или особое расположение людей друг к другу могли привести к установлению отношений компадразго, причем в этом случае никаких специальных процедур не требовалось. Внешняя форма отношений между компадрес во всех случаях была одинаковой, в соответствии с традиционным ритуалом компадразго: подчеркнутое уважение, выражающееся в формальном „вы” вместо „ты”, исключение всякой фамильярности, несдержанности и т.п.

Три вида родства на Пуэрто-Рико

Все три вида родства — кровное родство, свойство и компадразго — имели на Пуэрто-Рико большое значение. Но отношения родственников в каждом из этих трех видов родства были неодинаковы. Кровным родственникам в целом доверяли больше, чем компадрес или свойственникам. Выражение confianza („доверие”), правда, применялось во всех трех случаях родства. Нюансы существовали только в непосредственном общении. В случае болезни, смерти, финансовых трудностей, свадьбы наиболее активное участие во всех необходимых мероприятиях принимали самые близкие родственники — родители, братья или сестры. Компадрес тоже доверяли, но в силу указанной выше специфики этих отношений, носящих очень сдержанный, подчас формальный характер, с ними было принято соблюдать определенную дистанцию. Такая же дистанция уважения существовала и в отношениях свойственников. Зятья и тещи или тести особенно тщательно избегали ссор, и невозможно было, чтобы эмоции возобладали над традиционно принятой среди этих родственников сдержанностью.

Кровное родство, свойство и компадразго часто совпадали. Среди кровных родственников в отношения компадразго обычно вступали родные и двоюродные братья, среди свойственников — щурины, зятья, девери, свояки. Возраст родственников, вступающих в отношения компадразго, был относительно одинаков, так как это один из законов для подобных отношений, носивших равноценный двусторонний характер. Из системы компадразго, таким образом, автоматически „выбывали” родители и дети, бабушки, дедушки и внуки, дяди, тети и племянники (последний случай имел исключения).

Институт родственных связей, функционировавший на Пуэрто-Рико в течение многих веков, по своей социальной значимости для островитян не имел альтернатив. Однако в XX в. его роль в жизни общества стала заметно слабее. Все чаще кровные узы — опора пуэрто-риканской семьи в прошлом — оказываются жизнеспособными. Надолго, если не навсегда, разрывают их миграции. Стремление к социальной мобильности в городе вынуждает членов нуклеарной семьи подчас не считаться с ближайшими родственниками, соблюдая только свои интересы.

Соседские связи на Пуэрто-Рико

Наиболее выгодными для малой семьи в городе становятся не родственные, а соседские связи. Очень показателен в этом смысле принцип выбора компадрес в селе и современном городе на Пуэрто-Рико. Так, если в сельской местности до сих пор считается разумным выбирать в крестные родители кого-либо из родственников или на худой конец свойственников, то в городе, по данным Э. Сафы, из 164 опрошенных отцов 62 считают, что компадрес надо выбирать из соседей, и 37 человек — из родственников. Точно так же и матери (хотя и не так решительно): 188 считают необходимым выбрать компадрес из соседей и 53 человека — из родственников. Остальные возможные кандидаты в компадрес представлены в небольших пропорциях — друзья, „другие” и т.п.

Пожалуй, можно сказать, что родственные связи на острове не распадаются, а, наоборот, крепнут в том случае, если они совпадают с соседскими. Именно это, видимо, и происходит в первые годы после миграции сельского населения в города, что особенно характерно для поселения типа города хижин. Но в дальнейшем в связи с ростом социальной мобильности семей самодовлеющую ценность приобретает малая семья, способная уже самостоятельно включиться в социальную структуру города.