Ролевые установки супругов на Пуэрто-Рико


Наиболее важной нормативной установкой внутрисемейных отношений пуэрториканцев традиционно являлось разделение ролей. Негласное, но твердое социальное предписание однозначно закрепляло за каждым из супругов определенную сферу деятельности. В сельской местности, например, домохозяйство традиционно состояло из двух половин — мужской и женской. Все то, что должен был делать мужчина, называлось abajo (внизу). В это понятие входили, во-первых, все вспомогательные помещения дома (сарай, подпол, веранда), где хранились орудия труда, лошадиная сбруя и т.д., а во-вторых, сам процесс работы — в поле, на ферме и т.п. Сфера влияния женщины называлась arriba (вверху) и включала кухню, спальные комнаты и т.д. Возможно, что естественное разделение всего пространства дома на жилое, которое находилось наверху, и хозяйственное (под домом или рядом с домом) и закрепило в конечном счете такое обозначение обязанностей мужа и жены. В идеале женщине не полагалось делать какую-либо мужскую работу, мужчине — выходить на кухню.

Отличия реальной жизни от идеала

Однако реальная жизнь так или иначе вносила в это положение свои коррективы и супруги время от времени оказывали помощь друг другу. Они всеми силами старались завуалировать свои действия не только для окружающих, но даже для самих себя. Особенно отчетливо такие тонкости взаимоотношений мужа и жены заметны в крестьянской среде. Например, в горной деревне муж уверенно держал в своих руках основные бразды правления семьей. Его неоспоримой обязанностью (и правом) являлось материальное обеспечение семьи. Только мужчина мог, скажем, покупать участок земли, дом, все необходимое для ведения хозяйства, включая даже продукты. Женщина, правда, могла среди недели совершить небольшую покупку в местной лавчонке. Но, поскольку всеми деньгами и их распределением ведал муж, этими выходами активность женщины в обеспечении семьи, как правило, и ограничивалась. Если денег не хватало, жена все равно не имела права оказывать какую-либо материальную помощь семье, во всяком случае открыто, чтобы не подорвать авторитет мужа. Поэтому мужу приходилось закрывать глаза на то, что жена подчас продавала немного яиц, кофе и т.п., таким образом поддерживая семью.

Ролевые установки супругов на Пуэрто-Рико

При переезде в город семья стремилась по возможности сохранить свои ролевые установки. Однако сфера деятельности мужа естественным образом ограничивалась и из всех хозяйственных забот покупки остались чуть ли не единственной его обязанностью. Сохранилась, правда, подотчетность женщины в материальных вопросах, характерная для всех социальных слоев городского населения.

Связь семьи с внешним миром

Связь с внешним миром у семьи искони осуществлялась только через мужчину. Он участвовал в политической, экономической и других сферах общественной жизни как представитель семьи. Женщина существовала в информационно замкнутом пространстве. Общепринятый стиль ее поведения состоял из множества не: не выходить без сопровождения мужа (или другого родственника) из дома, не разговаривать и не танцевать с чужими мужчинами, не носить бросающихся в глаза украшений, не вести долгих и пустых разговоров с соседками, не обгонять мужа, идя с ним по улице, и т.п.

Такие строгие нормы, конечно, не всегда соблюдались и, добавим, не везде в одинаковой степени. Так, если в деревнях горных районов в силу их естественной географической изолированности социальный контроль над сохранностью этих обычаев и в 70-х годах XX в. осуществлялся так же строго, как и в прошлом, то, например, в „табачных” районах картина складывалась иная. Здесь женщина имела больше свободы поведения и самостоятельности. Она вполне могла одна ездить на базар, подолгу гостить у соседок, украшать себя и т.д. Степень раскованности женщин в этих районах в известной мере зависела от концентрации здесь большого количества американских заведений (предприятий, коммуникаций, жилых построек, развлечений), что постепенно втягивало в свою орбиту всех членов живущих там пуэрто-риканских семей.

Любопытно, однако, что, чем больше оказывалась фактическая свобода женщин, тем сильнее ощущалось их стремление соблюсти те нормы общественного поведения, которые были чаще „на виду”, и прежде всего регулярное посещение церкви. На наш взгляд, в этом можно усмотреть одно из влияний процесса американизации на семейную жизнь, ибо церковь никогда раньше, если можно так сказать, не пользовалась особой популярностью среди сельских жителей на острове. Она изначально находилась в вассальной зависимости от испанской митрополии. Недостаток средств у клира, а также отдаленность, разбросанность населенных пунктов заметно ограничивали сферу влияния католической церкви на острове. Крестьяне посещали ее крайне редко, а женщины вообще лишь в исключительных случаях (венчание, крещение, похороны). Мужчины, правда, постоянно поддерживавшие связь с городом (где когда-то только и строились храмы), посещали церковь чаще. Женщины же ограничивались тем, что использовали для своих культовых целей сделанные из дерева изображения святых.

В западных горных селениях такое сдержанное отношение к католической церкви сохранялось до наших дней и регулярное посещение, скажем, воскресных месс женщинами не вошло у крестьян в обычай. А вот в табачных районах уже в середине 50-х годов XX в. пренебрежение со стороны женщины обязанностью регулярно посещать церковные службы воспринималось окружающими негативно и даже могло повлечь за собой нечто вроде остракизма.

Раскрепощение женщин в городах

В городе раскрепощение женщины шло очень активно. Пожалуй, сегодня образ жизни современной пуэрториканки, принадлежавшей к городскому среднему классу, ничем не отличается от американского. Одежды и быт ее (как с функциональной, так и с декоративной точек зрения) американизировались полностью, круг интересов вышел далеко за рамки домашнего хозяйства. Большой популярностью среди женщин этого класса пользуются различные клубы — женские, религиозные, политические. Некоторые из женщин активно включаются в политическую борьбу на острове. Так, донья Фелиса Ринкон де Гантьер — женщина, имеющая мужа и детей, — была одним из лидеров партии „Популяр”, а впоследствии — мэром г.Сан-Хуана.

Как же сказалась эмансипация пуэрто-риканских женщин на их отношения к мужьям? Результаты социологических опросов, проводившихся на острове в разные годы, подтверждают существование следующей зависимости: чем выше социальный статус семьи, тем заметнее становится стремление ее членов (в первую очередь женщины) к сохранению внутрисемейных отношений на основе подчеркнутого уважения к традиционной авторитарности мужа в доме. Так, в 1955 г. из 72 опрошенных Стикосом женщин, чьи мужья имели среднегодовой доход выше 2000 долларов, 76% ответили, что важнейшими качествами жены считают внимательность к нуждам мужа, 55% — преданность мужу, 40% — уважение к мужу, 32% — послушание, 26% — домовитость. В 1970 г. американский исследователь М. Тьюмин практически получил те же самые результаты по относительной значимости цифр (правда, за критерий социального статуса он брал не доход, а образовательный уровень мужа и жены).

Надо сказать, что средние слои городского населения на Пуэрто-Рико очень маргинальны в культурном отношении. Успешное приспособление к американскому стилю жизни среди них сочетается с желанием уподобиться местной аристократии, которую на острове представляют исключительно белые состоятельные семьи, сохраняющие родственные связи с Испанией. Многие из этих семей, составляющих самую малочисленную прослойку городского населения, категорически не приняли американского гражданства и стараются любыми способами подчеркнуть свое католическое культурное наследие, доставшееся им от испанских грандов. Стиль жизни аристократических семей на Пуэрто-Рико крайне замкнут. Для них характерны узкие социальные связи, исключительное „общение семьями”, идеал зажиточности, бережливости, без демонстрации своего благосостояния. Взаимоотношения мужа и жены в таких семьях строятся в полном соответствии с догмами католической идеологии: „Женщина должна быть благодарна мужчине, во-первых, за сам факт своего существования и, во-вторых, за его сверхъестественное сходство с богом. Но, поскольку сходство не является полным, каждый мужчина должен охранять и защищать женщину. Каждая же женщина должна помогать своему мужчине. Не мужчина для женщины, а женщина для мужчины”. Так обычно говорилось в наставлении студентам университета в Сан-Хуане. И точно такие же установки дети в элитарных семьях получают с самого раннего возраста.

Весь комплекс культурных традиций, характерный для уклада жизни элитарной семьи, средними слоями воспринимается как идеал, к которому они должны стремиться. И чем зажиточнее семья, тем больше в ней чувствуется желание соответствовать аристократии. Особенно отчетливо это стало заметно в последние десятилетия, когда на острове усилились настроения пролатиноамериканского толка, захватывающие все более широкие слои интеллигенции.

1 комментарий
  1. Блин, это чертовски интересно всё. Как же по разному устроены отношения в парах в разных странах!

Комментарии закрыты.