Социализация детей на Пуэрто-Рико

Процесс воспитания детей на Пуэрто-Рико имел некоторые общие черты, характерные для всех категорий населения острова. Ответственность за воспитание и поведение детей, даже более того — за весь нравственный облик семьи в целом в основном лежала на отце, несмотря на то что мать гораздо чаще общалась с детьми, особенно с дочерьми. Мужчина обязан был заботиться о жене и детях не только в браке, но и после развода или в случае раздельного поселения супругов. Часто отмечается в литературе тот факт, что отцовство всегда высоко котировалось среди пуэрториканцев: мужчина в очень редких случаях отказывался от своих детей.

Влияние отца на воспитание детей

Непосредственное влияние на воспитание детей отец, однако, мог оказывать лишь в условиях сельской местности. В городе большая часть его времени проходит вне дома, с детьми играет редко. Демонстрация чувств между отцом и сыновьями практически исключена, скорее он заботится о дочерях, что совсем не характерно для сельской семьи. В соответствии со строгим регулированием отношений между полами в семье отец должен избегать любого физического контакта с дочерьми. Отношения с матерью более доступны для детей, но тем самым и более конфликтны.

Социализация детей на Пуэрто-Рико

Разделение детей по полу

Наиболее важным принципом воспитательного процесса всегда считалось разделение детей по полу. Акцент на этом делался уже тогда, когда ребенок находился в утробе матери. Если мать, например, кормила молоком старшего и при этом возникали опасения насчет новой беременности, она прекращала кормить, но лишь по тем соображениям, что молоко беременной женщины может причинить вред плоду мужского пола.

Братья и сестры с самого раннего детства приучались даже в играх избегать физического контакта. Мальчики могли бегать голышом до школы, девочек же одевали с рождения. И если во время возни малышей с девочки сползут штанишки, старший брат, заметив это, пойдет звать мать или попросит помочь соседку.

Игровые группы включают детей от трех лет и вплоть до подросткового возраста, но обязательно разделены по полу. По этому же принципу подбираются группы и для посещения школы. Стоит обратить внимание на то, что в США как раз наоборот — группы детей формируются скорее по принадлежности к одному возрасту, чем полу. У пуэрториканцев все это не принято до сих пор.

Установка на различные способы воспитания мальчиков и девочек наблюдается среди всех слоев населения. Мальчиков значительно меньше опекают, чем девочек. Последние редко ходят одни, как правило, всегда в сопровождении старших родственников, больше, чем мальчики, сидят дома, ухаживают за малышами. В 8—9-летнем возрасте девочка способна выполнять практически всю работу по дому — стирает, гладит, готовит.

Мальчики значительно более свободны. В бедняцких семьях их время-препровождение практически никак не контролируется. Один из героев известной книги О. Льюиса „Жизнь” — Юниор вспоминает о своем детстве в Эсмеральде: „Я помню, что меня держали под контролем до 5 лет. Позже мы с братьями и друзьями уходили на морской берег и там проводили все время до вечера… Мы купались, бросали камни, боролись, играли в домино… Домой приходили только спать”. Э. Сафа также пишет, что мальчики, объединенные в группы, занимались в основном тем, что ходили на канал, где плавали и ныряли до позднего вечера.

Игры детей на Пуэрто-Рико

Игры детей, по существу, представляют собой имитацию жизни взрослых. Но если в малышовом возрасте это естественно, даже можно сказать — биологично, то с возрастом дети во многих современных развитых обществах (например, в США) как бы создают свою, подростковую культуру. Обычно это выражается в прямом противопоставлении себя взрослым, в отстаивании своих собственных занятий и увлечений. В пуэрто-риканской семье такого не происходит. Подотчетность детей (до 15 лет), их зависимость от родителей столь велики, что между миром детей и взрослых нет качественного различия, скорее только количественное: дети повторяют все занятия и действия взрослых, но как бы в уменьшенном по социальной значимости масштабе. Просто со временем ребенок все полнее и полнее начинает реализовывать жизнь взрослых.

Дети в качестве маленьких мужчин и женщин с самого раннего возраста включаются в жизнь семьи, впитывают ее ритм. Подобно отцам, мальчики не участвуют в ведении хозяйства, хотя иногда их все же просят сделать какую-либо грязную работу. В городе, став подростком, мальчик из бедной семьи начинает зарабатывать небольшие деньги в качестве чистильщика обуви или продавца газет. Но, как справедливо считает Э. Сафа, этот вклад в бюджет семьи не идет ни в какое сравнение с тем, что делает девочка.

В детях стараются развивать чувство ответственности. Если дело, которое они начали делать днем, не закончено до позднего вечера, никому из них не разрешается идти спать, пока не доделают все до конца. Забота о здоровье детей, их режиме в этом случае имеет второстепенное значение.

Система наказания детей, если судить по книге О. Льюиса, очень жестока. Матери и бабушки (в основном именно они) его героев не скупятся на тумаки, часто просто битье с применением всех предметов, которые попадаются под руку, даже если ими окажутся палки или сковорода. Надо сказать, что в состоятельных семьях родители используют очень интересный подход к этому вопросу. Мать, как правило, не наказывает детей, а передает эти функции в руки отца. А так как у последнего вообще с детьми слабее связь, чем у матери, то ни ребенку, ни здоровому эмоциональному климату семьи в целом это наказание не вредит.

Ответственность детей за вывод семьи из бедности

Очень характерно для пуэрториканцев возложение на детей ответственности за социальную мобильность семьи в поколениях. Бедняки, однако, рассчитывают главным образом только на образование, стараясь всеми силами обеспечить ребенку все необходимое для этого. Особенно выделяют в плане социальных надежд светлокожих детей. Их берегут, можно сказать — лелеют, ограждая от тяжелой работы, почти не наказывают. Темнокожие же практически не берутся в расчет как способные со временем изменить статус семьи. И отношение к ним соответственно другое: меньше внимания, жестче наказание.

Неоднозначно отношение бедняков к религиозному воспитанию своих детей, особенно в городе. Большинство семей не придает значения смешению религий. Вера — католическая или протестантская — не имеет для родителей значения, лишь бы ребенок посещал воскресные церковные службы. В Пелотеро религиозные отправления производятся часто просто на дому и родители отправляют туда детей, как в школу. Но, если по каким-то причинам занятие, скажем, в католическом доме не состоялось, ребенка спокойно ведут в другой дом — протестантский. Главное — что бы где-то и чему-то учили, а такая тонкость, как конфессия, дело второстепенное.

Среди белых семей города очень поощряется вступление подростков и юношей в бейсбольные команды. Это считается одним из верных способов повысить со временем свой социальный статус. Надо сказать, что бейсбол — самый престижный вид спорта среди городского населения Пуэрто-Рико. Многие ведущие игроки национальной команды страны вышли из самых низших социальных слоев городского населения. В Пелотеро есть своя собственная команда. Как и в США, экипировка игроков здесь финансируется наиболее состоятельными местными гражданами, которые рассчитывают, выставив свою команду на крупные соревнования, окупить все расходы и, конечно, оставаться в выигрыше.

Юные девушки, как и их ровесницы из средних слоев населения США, по „пути наверх” делают ставку на посещение клубов, функционирование которых на острове заметно усилилось за последние годы. Для юной пуэрториканки из бедной семьи это одно из немногих возможностей избежать сватовства в своей среде и выйти замуж за более состоятельного молодого человека из средних слоев населения. Правда, в клуб может поступить девушка, имеющая среднее образование и работающая в сфере „белых воротничков”.

Досуг подростков и детей

В своей среде подростки Пелотеро проводят досуг вместе, согласно традиции, только во время праздников. Как правило, это бывает раз в году — на день св.Иоанна Крестителя, 23 июня, который всегда считался на Пуэрто-Рико семейным праздником. Целые семейные кланы ближе к заходу солнца выходят на берег океана. Еда и прохладительные напитки запасены на всю ночь. Продавцы бойко торгуют ароматизированным льдом и кусочками обжаренного бекона. Много музыки и танцев. Девушки-подростки небольшими группками прогуливаются вдоль берега, юноши стоят у самой кромки воды, наблюдая за ними. В этот день флирт между молодыми людьми вполне „узаконен”. И хотя на празднике присутствуют люди всех возрастов, преобладают все же подростки.

Более зажиточные слои городского населения не позволяют своим детям выходить на берег океана в день св.Иоанна Крестителя, опасаясь криминальных инцидентов и нежелательных связей. Они празднуют этот день или дома, или на площади перед фешенебельным отелем „Кандидо” в Сан-Хуане.

И надо сказать, социальные барьеры — не единственное, что разрушает давнюю традицию упомянутого праздника. Очень существенно то, что семьи уже не объединяются в этот день, как раньше. Св. Иоанн Креститель — покровитель всех жителей Сан-Хуана — предоставил семейным узам пуэрториканцев складываться и разрушаться по своему усмотрению.

1 комментарий
  1. Очень интересно читать о том, как устроены семьи в других странах, какие у них отношения и традиции. Спасибо, что много пишите об этом!

Комментарии закрыты.