Экскурсия по набережной Камы


Маршрут начнем с набережной Камы, от речного вокзала.

Набережная Камы — одно из любимых мест отдыха пермяков. Много раз она меняла свое лицо. В XIX — XX веках здесь приставали пароходы и баржи, на скрипучие деревянные пристани сходили пассажиры и согнувшиеся под тяжестью ноши грузчики.


Экскурсии по Перми от Tripster

Цены на экскурсии показываются для групп от 1 до 4 человек включительно.


Экскурсии по Перми от Weatlas

Цены на экскурсии показываются для групп от 4 до 18 человек включительно.


Неузнаваемо преобразилась набережная в наши дни. Вдоль берега почти на три километра протянулся красивый, благоустроенный сквер. Белоствольные березы, серебристые ивы, нежные лиственницы растут на набережной. Цветов здесь немного, почти вся площадь сквера покрыта травой. Главные сходы на набережную — это многоступенчатые лестницы с Комсомольского проспекта, от речного вокзала и со стороны улицы Свердлова.

Монументальное здание речного вокзала построено в 1940 году (архитектор А.3. Гринберг), является памятником советской архитектуры. На колоннах в вестибюле вокзала установлены мемориальные доски в честь камских речников, погибших при обороне Сталинграда.

Около речного вокзала на набережной стоит на вечном приколе корабль типа «ракета». В нем разместился музей истории Камского ордена Ленина речного пароходства. Пассажирский салон превращен в выставочный зал. Экспозиция выставки охватывает период развития речного транспорта от моделей первого в России парохода на Пожвинском заводе и первого парохода с металлическим корпусом, сделанного на Суксунском заводе, до фотографий современных скоростных судов.

Напротив речного вокзала высятся островерхие башенки железнодорожного вокзала Пермь I. Это первое на Урале вокзальное здание, построено по проекту инженера И. Быховца в 1878 году.

От вокзала поднимитесь по улице Г. К. Орджоникидзе к управлению Камского ордена Ленина речного пароходства (дом № 11). Расположенное на крутом склоне, здание выделяется своей затейливой архитектурой, многочисленными лепными украшениями на фасаде. Это памятник позднего русского классицизма (реконструкция архитектора А.Б. Турчевича). Дом принадлежал купцу Н.В. Мешкову.

Николай Васильевич Мешков владел Большим флотом на Каме. Деятельность его по судоходству распространялась и на Волгу.
«Дядя Коля» — так конспиративно среди революционеров именовался Н.В. Мешков — давал деньги на издание подпольной литературы, вносил залоги для освобождения из-под стражи арестованных большевиков, помогал им переправляться за границу.
Общеизвестна просветительская деятельность Мешкова. Он приложил немало сил, чтобы выхлопотать разрешение на открытие университета в Перми, Новому учебному заведению Н.В. Мешков подарил на оборудование значительную сумму и здание, едва ли в те времена не самое большое в Перми (сейчас один из корпусов университета).
В начале двадцатых годов Н.В. Мешкова пригласили на работу в Наркомат путей сообщения в качестве консультанта по речному транспорту. По этому поводу Л.А. Фотиева, работавшая в 1918 — 1924 годах секретарем В.И. Ленина, пишет: «Ленин знал Н.В. Мешкова еще до революции, не встречался с ним, но знал о нем и его деятельности, и назначение консультантом НКПС было сделано с полного согласия Ленина, если не ошибаюсь, — по инициативе Л. Б. Красина…».

В 1900 — 1901 годах в этом доме была открыта выставка произведений А. К. Денисова-Уральского, которая стала первой художественной выставкой в городе.

Алексей Кузьмич Денисов-Уральский (1864 — 1926) — художник-пейзажист и камнерез. Много путешествовал по Уралу. В Перми было выставлено 48 картин, в том числе одна из лучших работ художника «Лесной пожар». Над ней художник работал 15 лет. В 1904 году на Международной выставке в Сент-Луисе (Северная Америка) «Лесной пожар» был отмечен большой серебряной медалью .
В разных городах России А. К. Денисов-Уральский популяризировал родной край специально собранными выставками «Урал и его богатство».
Уроженец Урала, Алексей Кузьмич был еще и художником-камнерезом. Его коллекция уральских камней и художественных поделок положила начало минералогическому музею Пермского государственного университета имени А. М. Горького.

Экскурсия по набережной Камы

В 1918 году в доме № 11 по улице Орджоникидзе располагался штаб 3-й армии Восточного фронта. Об этом свидетельствует мемориальная доска. Командующим армией был назначен Рейнгольд Иосифович Берзин. Член Коммунистической партии с 1905 года, в дальнейшем член РВС многих фронтов, награжден орденом Красного Знамени и орденами Красного Знамени Бухарской и Хорезмской народных республик.

Политическими комиссарами были Филипп Иванович Голощекин, член Коммунистической партии с 1903 года, в дальнейшем член РВС многих фронтов, член ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР, Николай Гурьевич Толмачев, член Коммунистической партии с 1913 года, в дальнейшем политкомиссар 7-й армии. Погиб в 1919 году. Похоронен на Марсовом поле в Ленинграде.

В июне 1918 года из добровольческих отрядов рабочих и крестьян, действовавших против белогвардейцев на Среднем Урале, была создана 3-я революционная армия. В 1918 — 1919 годах вела упорные оборонительные бои. В результате наступления весной и летом 1919 года полностью освободила Северный и Средний Урал от белогвардейских войск и иностранной интервенции. В январе 1920 года была переведена на трудовое положение для восстановления разрушенного войной хозяйства Среднего Урала и переименована в 1-ю революционную армию труда.

На этом же здании другая мемориальная доска, посвященная речникам Камы, Героям Советского Союза Г.В. Танцорову, И.У. Бутырину и П.А. Миронову.

Григорий Васильевич Танцоров был капитаном парохода «Вера Засулич». Ушел на фронт добровольцем в 1942 году. Окончил танковое училище, стал командиром батареи самоходных установок. Весной 1944 года в ожесточенных боях за город Тернополь экипаж самоходки Танцорова проявил мужество и героизм. Он продолжал сражаться и тогда, когда машина была объята пламенем. Звание Героя Советского Союза Г. В. Танцорову было присвоено посмертно 29 мая 1944 года. Одна из улиц города носит его имя.
Иван Ульянович Бутырин до службы в армии был портовым рабочим. Служил в танковых войсках. За мужество и отвагу, проявленные в боях на Курской дуге в районе Северного Донца, в июле 1943 года ему посмертно присвоено звание. Героя Советского Союза.
Павел Андреевич Миронов был помощником механика парохода. Выполняя боевое задание, совершил подвиг. Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно 15 мая 1946 года.

От управления пароходства поднимаемся вверх. На углу улиц Г.К. Орджоникидзе и 25 Октября — старинное двухэтажное здание (дом № 15). В 1812 году на втором этаже этого дома поселился русский государственный деятель, юрист и дипломат граф М.М. Сперанский. Находился в ссылке в Перми до 1816 года.

Сперанский был знаком с Н.М. Карамзиным, А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером, А.С. Грибоедовым, К.Ф. Рылеевым.

Напротив дома ныне сад, названный именем русского писателя Ф. М. Решетникова. Первые насаждения деревьев здесь были произведены в 1861 году.

Подвигу советского народа в годы гражданской войны посвящена скульптурная группа: комиссар, красноармеец, медсестра, матрос и пулеметчик. На пьедестале высечены слова телеграммы: «Поздравляю геройские красные войска, взявшие Пермь и Кунгур. Во что бы то ни стало надо довести это дело быстро до полного конца. Предсовобороны Ленин».

Авторы памятника — скульптор Ю.Ф. Екубенко, архитектор М.И. Футлик.

Пройдя сквер и перейдя небольшую выемку (бывшее русло речки Медведки), продолжаем движение по тропе. Сверху хорошо просматриваются закамские дали и простор Камы.

Река Кама

В «Атласе единой глубоководной системы европейской части РСФСР», попросту лоции, записано: «Река Кама, самый крупный приток Волги, является одной из наиболее важных транспортных магистралей СССР…».

С давних пор по Каме проходил древний торговый путь. В XVII веке шли по Каме многочисленные соляные караваны, а навстречу им — баржи с товарами во вновь построенные заводские поселки и города Урала и Сибири. Изменилась жизнь камского пути в XVIII веке, когда Урал стал важнейшим горнозаводским центром России.

Кама — удобный и дешевый транспортный путь, связывающий крупнейший уральский регион с центром и югом России. Именно здесь, раньше, чем на других реках, началось строительство судов, в том числе и паровых.

Судоходство на Каме

В августе 1817 года к берегу причалили два парохода, совершавшие рейс с верховьев Камы на Волгу. Это были паровые суда, или стилботы, как тогда их называли, построенные в Пожве. Один пароход имел машину мощностью 36 лошадиных сил, второй — 6 лошадиных сил.

Два дня, 17 и 18 августа, пробыли пароходы возле Перми. На берегу находились толпы любопытных. В архивах сохранились документы о первых корабелах. Вот их имена: Николай Беспалов, Данила Вешняков, Семен Истомин, Павел Чистяков, Георгий Шестаков, братья Петр и Савва Казанцевы. Работами руководил талантливый инженер Петр Григорьевич Соболевский, который в 1815 — 1817 годах являлся техническим руководителем Пожвинского завода. Он же создал проекты судовых паровых машин. Все строители двух пароходов приняли участие в первом рейсе в качестве матросов или лоцманов.

Появление тех первых паровых судов привело к организации регулярного судоходства на Каме. В 1846 году было основано Камское пароходное общество. Общество построило буксирный пароход «Пермь» мощностью 60 лошадиных сил.

Совершенствуя искусство судостроения, уральские умельцы отличались смелыми инженерно-конструкторскими решениями. Так, в 1890 году на верфи Мотовилихинского завода построен самый мощный в Европе буксир. В длину он имел 73,5 метра, в ширину — 10,5 метра, а высота борта достигала 3,9 метра. На нем установили четыре паровых котла и две машины мощностью 500 лошадиных сил. На строительстве этого парохода-буксировщика начальник Мотовилихинского завода инженер-изобретатель Н.Г. Славянов впервые в судостроительной практике применил для соединения металлических листов корпуса изобретенный им способ электрической дуговой сварки. Буксировщик тянул за собой караваны барж с грузом до одного миллиона килограммов. Его называли пароходом-богатырем.

После Октябрьской революции буксир «Редедя, князь Косогский» работал в составе Волжского пароходства под названием «Степан Разин». В 1936 году буксир впервые доставил из Астрахани в Горький рекордный для того времени караван, в котором было свыше 42 тысяч тонн нефтепродуктов.

Для защиты революции в 1918 году создана Волжско-Камская военная флотилия, которая должна была поддерживать красные сухопутные войска под Казанью и на Каме. На Каме, около местечка Пьяный Бор (ныне Красный Бор), завязался неравный бой корабля «Ваня-коммунист» против семи белогвардейских кораблей и полевой артиллерии. В этом бою погиб помощник командующего военной флотилией Н.Г. Маркин.

Николай Григорьевич Маркин (1893 — 1918) — балтийский матрос, член партии коммунистов с 1916 года, участник штурма Зимнего дворца, первый секретарь Наркомата иностранных дел. При освобождении города Казани от белогвардейцев руководил десантом.

На берегу Камы у села Красный Бор поставлен обелиск, рассказывающий об этом бое.

Осенью 1918 года пароход «Товарищ» попал в артиллерийскую засаду в районе устья реки Вятки на Каме. Загорелась надстройка, ранило капитана Якова Михайловича Пирожкова, но он довел корабль до места высадки десанта.

В июне, отступая под ударами Красной Армии, белогвардейцы загнали в устье Чусовой речной флот и сожгли свыше 100 судов. Уже летом 1919 года речники Камы подняли со дна 18 сожженных и затопленных пароходов и отремонтировали 85 барж. Это дало возможность перевезти большое количество грузов, необходимых молодой Советской Республике. В годы первых пятилеток речники Камы перевыполняли план перевозки грузов и пассажиров.

Во время Великой Отечественной войны прославились экипажи многих судов, особенно те, которые ходили на Волгу. Они везли на фронт боеприпасы, обратно — раненых.

В Сталинградском сражении погибли пассажирский пароход «Александр Невский», самоходная баржа «Татария». Фашисты потопили и санитарный пароход «Инжволгострой», везший раненых. На Волге, у города Волгограда, стоит постамент с двумя скрещенными якорями и мемориальной доской, посвященной речникам и кораблям, погибшим в Сталинградской битве 1942 — 1943 годов. Это памятник и нашим камским судам.

31 августа 1947 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Камское речное пароходство за выдающиеся заслуги в развитии отечественного речного судоходства и в связи со 100-летием награждено орденом Ленина. Сотни судов сейчас бороздят воды Камы, среди них — палубные красавцы и скоростные «ракеты» и «метеоры».

С высокого левого берега Камы открывается вид на закамские дали. За рекой синеет пес. В лесу справа виднеются устремившиеся ввысь учебные корпуса и здания студенческого городка Пермского политехнического института.

По генеральному плану развития Перми на правом берегу Камы начнется застройка нового района, который будет называться Камская долина.

Пройдем по утоптанным тропам высокого левого берега Камы, с высоты которого Камой любовалось немало известных людей.

Берега Камы видели суда Ермака — покорителя Сибири. А.Н. Радищев возвращался по Сибирскому тракту из ссылки, от Перми — на пароходе. С 1811 по 1821 год в нашем городе жил и работал русский ученый Василий Николаевич Берх (1781 — 1834), известный своими историко-географическими трудами. Он участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле «Нева» под командованием капитана Лисянского. В.Н. Берх много путешествовал по Прикамью, написал здесь немало научных работ. Его книги до сих пор являются ценными пособиями по географии и истории края.

С высокого берега набережной в разное время любовались закамскими далями знаменитые писатели и поэты: А.Н. Радищев и Н.Ф. Павлов, В.А. Жуковский и Ф.М. Решетников, А.И. Герцен и В.Г. Короленко, А.М. Горький и А.П. Чехов, В.Я. Шишков и А.П. Гайдар, Б.Л. Пастернак и К.Г. Паустовский, М.И. Цветаева и М.И. Алигер, А.А. Караваева и В.В. Каменский, О.Ф. Берггольц и В.А. Каверин и многие другие. Они оставили свои стихи и воспоминания о Каме.

Мы идем по бывшей Набережной, ныне улица носит имя С.А. Окулова.

Степан Акимович Окулов (1884 — 1934) — уроженец Перми, рабочий Пермского железнодорожного депо. В 1917 году начальник Пермского гарнизона, после гражданской войны — окружной военный комиссар.

В январе 1919 года С.А. Окулова назначили командиром 260-го Петроградского стрелкового полка 29-й дивизии. Полк занял позиции по правому берегу Камы напротив центральной части города. Утром 30 июня 1919 года части дивизии, преследуя белогвардейцев, подошли к Каме. Началась переправа. Белогвардейцы пытались остановить движение войск. Они взорвали один из пролетов железнодорожного моста через Каму. Одновременно огнем из бронепоезда пытались помешать бойцам форсировать реку. В полдень к правому берегу подошли артиллеристы. Метким огнем они подбили белогвардейский бронепоезд. Используя самодельные плоты, лодки, баркасы, бойцы форсировали Каму. К утру 1 июля 1919 года над Пермью развевалось красное знамя. Город был полностью освобожден от колчаковцев.

Пройдем по улице С.А. Окулова дальше, мимо корпусов Пермского Краснознаменного высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова. Выйдем к улице А.С. Попова. Здесь сооружен через Каму автодорожный и пешеходный мост. Оживленная магистраль идет от центра города на правый берег Камы. С левой стороны в парапет моста вмонтирована плита, рассказывающая о строителях этого сооружения. В канун 50-летия Советской власти, 1 ноября 1967 года, лучший шофер автохозяйства № 1 Г.И. Азанов провел через мост первый автобус 6-го маршрута.

Сразу за магистралью начинается сад имени Н.В. Гоголя. В конце сада — Дворец культуры Пермского телефонного завода (дом № 14). Здесь расположен музей истории и трудовой славы предприятия. Стенды музея — страницы летописи завода. Началась она 9 августа 1941 года, а в сентябре выдана первая продукция — военные полевые телефоны. Сейчас в музее представлено свыше 100 различных изделий. Разнообразную продукцию выпускает передовое предприятие. Пермские телефонные аппараты ежегодно демонстрируются на международных выставках и идут на экспорт в 34 страны.

После осмотра музея полюбуйтесь еще раз Камой-рекой. Вдали виден железнодорожный мост. Он имеет свою историю.

Железнодорожный мост через Каму

В конце июня 1919 года, отступая под ударами красных частей, колчаковцы разрушили железнодорожный мост через Каму. Мост имел огромное военное и народнохозяйственное значение. Восстановление его стало первоочередной задачей пермских большевиков.

Работы проходили в тяжелых условиях: стоял лютый мороз, дул ледяной ветер. Но рабочие-железнодорожники трудились самоотверженно. Открытие движения по мосту состоялось на два месяца раньше намеченного срока. 18 февраля 1920 года Е. М. Ярославский, член ВЦИК, руководящий этими работами, посылает телеграмму В.И. Ленину: «Сегодня открыто движение по восстановленному Камскому мосту. Свидетельствую необыкновенную энергию работающих на постройке моста».

В.И. Ленин высоко оценил трудовой подвиг строителей Камского моста. По телеграфу пришло постановление Совета Рабоче-Крестьянской Обороны от 27 февраля 1920 года, подписанное Владимиром Ильичом: «…Совет Рабоче-Крестьянской Обороны, отмечая исключительную энергию и дисциплину труда, проявленную на означенных работах техническим персоналом, служащими и рабочими, постановил: Выдать всем принимавшим непосредственное участие в работе рабочим, служащим и техническому персоналу денежное вознаграждение: в размере двухмесячного тарифного оклада — пробывшим на работах не менее трех месяцев, в размере месячного оклада — пробывшим на работе более месяца, но менее трех месяцев».

Восстановление Камского моста стало символом мужества, воли, революционного энтузиазма трудящихся Перми.

В 1951 году была проложена вторая железнодорожная нитка по мосту через Каму.