Музеи трудовой славы Перми


Орденоносная Пермь — один из крупнейших индустриальных центров Российской Федерации. Более 100 предприятий и производственных объединений города дают продукции более чем на 4 миллиарда рублей в год. И более четверти всех изделий выпускается с государственным Знаком качества.


Экскурсии по Перми от Tripster

Цены на экскурсии показываются для групп от 1 до 4 человек включительно.


Экскурсии по Перми от Weatlas

Цены на экскурсии показываются для групп от 4 до 18 человек включительно.


С подъездных путей пермских предприятий идут на авиационные заводы самолетные и вертолетные двигатели. По всей стране расходятся пермские телефоны. По многим рекам и морям плавают большие грузовые суда, спущенные на воду в нашем городе. Заводы и фабрики Перми производят геологоразведочное и нефтепромысловое оборудование, портальные краны, бензомоторные и электрические пилы, велосипеды, дома для нефтяников и сельских тружеников, продукцию химии и нефтехимии, пищевой и легкой, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

Предлагаем маршруты по музеям, созданным на заводах и фабриках города.

Музеи трудовой славы Перми

Музеи заводов и промышленных предприятий

Начнем один из маршрутов с конечной остановки трамвая № 3. Отсюда недалеко до лесокомбината «Красный Октябрь» — крупнейшего в городе предприятия деревообрабатывающей промышленности. На доме, стоящем рядом с проходными, есть мемориальная доска. Она рассказывает о том, что здесь в 1917 году работал Балашихинский комитет РСДРП. Сейчас в доме находится музей революционной, боевой и трудовой славы лесокомбината «Красный Октябрь».

Осмотрев музей, на том же трамвае № 3 доезжаем до остановки «Улица Хохрякова». Следующий объект нашей экскурсии — музей пермского ордена Ленина производственного объединения «Машиностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского». Музей находится во Дворце культуры имени Ф.Э. Дзержинского. Экспозиция музея отражает историю завода, которому свыше ста лет. Знаменит завод своей продукцией. Единственный в стране, он выпускает мотопилу «Дружба», которую используют на лесоповале. А маслоочистительные машины, сделанные на заводе, установлены на атомоходе «Ленин» и дизель-электроходе «Обь».

Около Дворца культуры осмотрим мемориал рабочим завода, павшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Отсюда поднимемся до улицы Орджоникидзе и идем к Дворцу культуры Пермского телефонного завода (улица Окулова, дом № 14), где расположен музей истории и трудовой славы предприятия.

Стенды музея — страницы летописи завода. Началась она 9 августа 1941 года. В сентябре выдана первая его продукция — военные полевые телефоны. В музее представлено свыше 100 различных изделий, изготовленных на заводе в разные годы. Пермские телефонные аппараты демонстрируются на международных выставках и идут на экспорт в 34 страны.

После осмотра музея можно спуститься к реке и по набережной пройти до техникума железнодорожного транспорта (улица Горького, дом № 2). В 1982 году техникум отметил свой вековой юбилей. Он ровесник Горнозаводской железной дороги. История ее строительства, а также история всего железнодорожного транспорта Прикамья отражена на стендах музея. Среди экспонатов — документальные фотографии и схемы, исторические документы и макеты поездов, в том числе — знаменитый паровоз братьев Черепановых, усовершенствованную модель которого выпускал Пожвинский завод. В ряду знаменитых людей, учившихся в техникуме, стоит космонавт В. П. Савиных — почетный гражданин Перми.

Виктор Петрович Савиных, дважды Герой Советского Союза, лет-чик-космонавт СССР. Родился в 1940 году в деревне Березкино Кировской области. В 1960 году окончил Пермский железнодорожный техникум по специальности «Строительство и эксплуатация путевого хозяйства». В 1978 году зачислен в отряд космонавтов.
12 марта 1981 года совершил полет на космическом корабле «Союз Т-4», 7 июня 1985 года — полет на космическом корабле «Союз Т-13».

Музей Пермского мотовозоремонтного завода имени А. А. Шпагина

От техникума поднимемся до улицы Советской и повернем налево. В самом начале улицы находится музей Пермского мотовозоремонтного завода имени А. А. Шпагина. Экспонаты рассказывают о славном революционном прошлом железнодорожных мастерских, превратившихся в крупный завод по ремонту транспортного оборудования. На проходной завода увидите мемориальные доски. Они посвящены писателю В.Г. Короленко и А.А. Шпагину — активному революционеру, депутату пермских рабочих в Государственной думе. В 1880 — 1881 годах он работал в мастерских.

Музей истории Пермского строительного техникума

Следующий маршрут начинается в музее истории Пермского строительного техникума (Комсомольский проспект, дом № 59). Музейные стенды показывают 65-летнюю историю техникума, рассказывают о делах его выпускников.

В Доме культуры строителей (улица Куйбышева, дом № 66) расположен музей, рассказывающий о строителях Перми.

Во Дворце культуры печатной фабрики Гознака познакомимся с красочной продукцией предприятия, историей, именами знаменитых людей — мастеров печатного дела.

Во Дворце культуры печатной фабрики Гознака познакомимся с красочной продукцией предприятия, историей, именами знаменитых людей — мастеров печатного дела.

Последний из предлагаемых маршрутов пройдет вдоль Камы, по берегам которой почти на 72 километра вытянулась Пермь.

Начнем маршрут в музее Камского кабельного завода имени 50-летия СССР (автобусы № 3, 32, 119). Музей завода имеет свою специфику. Среди экспонатов — провода тоньше человеческого волоса, используемые в электронной аппаратуре, и мощные, в три обхвата кабели, предназначенные для передачи электроэнергии на большие расстояния. На карте мира, висящей в музее, обозначено более 80 зарубежных стран, связанных нитями торговых договоров с кабельным заводом.

Музей Камской ГЭС

Осмотрев музей, на тех же автобусах доезжаем до Камы. Здесь с высокого берега хорошо видны Камская ГЭС и необозримые дали Камского водохранилища. Спустимся к плотине. Музей Камской ГЭС расскажет о первенце камского энергетического каскада, давшего первый ток в 1954 году. На стендах музея воссоздана история строительства этого уникального сооружения. Турбины здесь размещены не в машинном зале, а в теле водосливной плотины. Оригинален и судоходный шлюз. Он многокамерный, напоминает водяную лестницу, по которой поднимаются и спускаются суда.

Рекомендуем пешком пройти по плотине на левый берег Камы. Автобусы № 3, 32, 119 доставят вас до остановки «Кислотный». Здесь расположены проходные пермского ордена Трудового Красного Знамени химического завода имени Серго Орджоникидзе. На стендах заводского музея — фотографии старых деревянных заводских строений 1916 года и современных больших корпусов с новейшим оборудованием, на котором хибинские апатиты перерабатываются в суперфосфат, так необходимый сельскому хозяйству страны.

От завода на электричке добираемся до станции Пермь I. Здесь перейдем к речному вокзалу и на теплоходе спустимся вниз по Каме до пристани «Закамск». Это Кировский район Перми, где живут и трудятся люди самых различных профессий. Поднявшись на высокий берег, увидим необычные деревянные постройки. Это корпуса дома отдыха и жилые дома. Среди дачных построек сохранились дома «ропетовской» архитектуры. Здания (например, на улице Г.В. Танцорова, дом № 24а) выделяются искусной деревянной резьбой.

В Доме культуры речников на улице Г.В. Танцорова расположен музей судоремонтного завода «Памяти Дзержинского».

В нем собраны материалы истории Камского речного пароходства.

От Дома культуры недалеко до улицы Адмирала Ушакова. Здесь находится музей судостроительного завода «Кама». Этому предприятию немногим больше 50 лет, но оно уже широко известно своей продукцией — крупнейшими в стране речными и морскими нефтерудовозами и буксирными теплоходами-толкачами озерного и речного типа. Около музея на вечную стоянку поставлен бронекатер, прошедший славный боевой путь от Камы до Вислы и Амура. Корабли такого типа завод выпускал в годы войны.

После осмотра музея в Пермь можно вернуться на автобусах № 6, 18, 39, 120. Отсюда до центра города 20 километров.