Как правильно составить резюме для устройства на работу

Резюме – это, прежде всего, продуманная самореклама. Чтобы работодатель заинтересовался в «покупке» профессиональных знаний и умений соискателя, оно должно быть составлено идеально. Грамотно написанное, в меру подробное резюме – ключ к успешному трудоустройству.

Основные пункты резюме

Нет никакого смысла в изобретении нового, «авторского» подхода к структуре резюме. Существует определенный набор пунктов, позволяющих последовательно изложить информацию, которая заинтересует потенциального работодателя:

  • ФИО;
  • Фотография;
  • Контактная информация: телефон, e-mail;
  • Сведения о практическом опыте работы;
  • Сведения об образовании;
  • Ключевые профессиональные навыки;
  • Информация о себе.

Нелишним также будет приложить рекомендации с прошлых мест работы и написать «цепляющее» сопроводительное письмо.

как правильно составить резюме на работу

Правила оформления

Использование сразу нескольких нестандартных шрифтов, отсутствие разбивки текста на абзацы, переизбыток курсивного и полужирного начертания, подчеркивания – вот основные ошибки при оформлении резюме.

Текст должен быть тщательно отформатирован. Выравнивание, маркированные списки, одинаковые отступы, интервалы между строками и абзацами – важна каждая деталь. Шрифты лучше выбирать максимально простые, не отвлекающие внимание от содержания резюме. Times New Roman прекрасно подойдет.

Текст не должен выглядеть, как сплошное «полотно», его обязательно нужно разбивать на абзацы. Известно, что в среднем работодатель тратит на просмотр резюме 6-20 секунд, поэтому предложения должны быть короткими и емкими. 1 предложение = 1 законченная мысль. Нагромождения из канцеляризмов, прилагательных, вводных конструкций, причастных и деепричастных оборотов неуместны. Для того, чтобы расставить основные акценты, лучше всего использовать маркированные списки. Подчеркнутое и курсивное начертание только вызовет раздражение у рекрутера. Полужирное выделение допускается, но не стоит им злоупотреблять, иначе текст будет резать глаза.

Стандартный размер резюме – две полных страницы А4. За прочтением слишком длинного текста работодатель может заскучать, так что нет смысла писать мемуары. Однако очень короткое резюме, занимающее менее половины листа, тоже может оттолкнуть, создав впечатление, что у соискателя недостаточно профессиональных навыков или опыта работы.

ФИО, контактная информация и биография

Фамилия, имя и отчество соискателя – это то, с чего начинается любое резюме. Понятное дело, никаких ошибок здесь быть не должно. Опечатка в первой же строке – тревожный сигнал для работодателя, указывающий на невнимательность или небрежность потенциального сотрудника.

Не менее важно правильно указать контакты. Одна ошибка в телефонном номере станет причиной отсутствия приглашений на собеседования, ведь работодатель попросту не сможет связаться с невнимательным соискателем.

Указывать желательно не только номер телефона, но и e-mail, поскольку многие современные HR-менеджеры предпочитают рассылать ответы на резюме именно в электронном виде. Так действительно удобнее, поскольку в момент звонка потенциальный сотрудник может находиться в общественном транспорте, на приеме у врача или в любом другом месте, где разговаривать по телефону не слишком удобно.

Возможно, перед составлением резюме придется обзавестись новым почтовым ящиком. «Annakoshe4ka» в адресе электронной почты не смутит друзей или родственников соискателя, но у незнакомца-рекрутера может вызвать легкое недоумение. Гораздо лучше, если адрес будет основываться на ФИО и дате рождения соискателя.

Резюме с фото рассматриваются в первую очередь. Для некоторых работодателей приятный внешний вид сотрудников имеет большое значение. Легкая улыбка и открытый взгляд на фото могут стать решающим фактором при выборе секретаря, менеджера отеля или воспитателя. Не стоит бросаться в крайности и прикреплять к резюме снимок «как на паспорт» или фотографию с последнего дня рождения, весело отпразднованного в баре.

На фото желательно выглядеть так же, как и на потенциальном личном собеседовании. Аккуратная прическа, скромная одежда и приятное выражение лица – вот залог успеха.

Опыт работы

Раздел, который работодатели изучают с наибольшим вниманием. Если они сразу не увидят там желаемого, резюме тут же отправится в стопку прочих неподходящих. Опыт работы должен быть описан максимально подробно. В каждой позиции необходимо указать:

  • Название кампании;
  • Характеристику кампании;
  • Период работы;
  • Характеристику занимаемой должности;
  • Обязанности;
  • Достижения.

Название компании следует прописывать полностью, даже если она достаточно известна. Точный адрес главного офиса указывать не нужно, города будет достаточно. Нелишним будет также уточнить сферу деятельности компании.

Далее следует четко обозначить сроки работы. Допустим, если соискатель проработал на предыдущем месте с декабря 2018 г. по январь 2019 г., то это нужно уточнить. Не стоит вводить потенциального работодателя в заблуждение и уверять его в том, что срок работы составил целый год – при личном собеседовании все тайное часто становится явным. Ложь – не самое лучшее начало для сотрудничества.

Название занимаемой должности должно быть максимально конкретным. Т.е. парикмахеру-колористу не следует писать просто «парикмахер», а менеджеру по продажам – «менеджер». Из одного только названия должности рекрутер должен получить представление о том, с чем кандидат привык иметь дело на предыдущем месте работы.

А вот в описание всех обязанностей углубляться не стоит. Достаточно указать только те, которые понадобятся на новом месте работы. Например, бывшему переводчику-секретарю, желающему получить место переводчика-редактора нужно будет перечислить исполняемые им ранее обязанности, связанные непосредственно с переводом, корректурой и редактурой текстов, а не с сортировкой офисной почты.

Если на предыдущей должности соискателю доводилось использовать какие-либо специализированные программы, это обязательно нужно уточнить. Переводчику, владеющему Trados, скромничать не стоит. Как, впрочем, и менеджеру по продажам, от А до Я знакомому с функционалом программы 1С.

Особое внимание следует уделить достижениям. В резюме нет места общим фразам вроде «огромный опыт», «налаживание контактов с новыми бизнес-партнерами». Требуется конкретика. «Рост уровня продаж на 30% в год» ‒ вот правильный пример достижения.

Образование

Здесь все намного проще. Главное, чтобы информация в резюме была достоверна, ведь в случае успеха и приглашения на устное интервью, кандидата на свободную должность вполне могут попросить показать диплом.

Сначала необходимо предоставить сведения о высшем или средне-специальном образовании. Нужно обозначить специальность, указать полное название учебного заведения, город, в котором оно расположено, годы начала и окончания обучения. Дата окончания не указывается в случае, если с момента получения диплома прошло более пяти лет или же если соискатель пока еще учится. Далее следует информация о дополнительном образовании (курсы, тренинги и т.д.).

Ключевые навыки

Чтобы составить перечень ключевых навыков, достаточно просто заглянуть в список требований, указанный в описании конкретной вакансии. Предложения необходимо перефразировать и использовать в резюме. Например, если работодатель в поиске сотрудника, который «способен в кратчайшие сроки освоить принципы работы незнакомого ему программного обеспечения», то не будет лишним указать среди ключевых навыков «быстрообучаемость» и «уверенное владение ПК». Компания активно развивается за рубежом? Пункт «владение английским языком» наверняка пригодится соискателю.

Однако, как и о полученном образовании, о профессиональных навыках не стоит лгать. Соискатель, приписывающий себе несуществующие таланты, должен быть готов к неприятным последствиям: обман может раскрыться на собеседовании или в первую же неделю работы на новом месте.

Понятно, что перечислять нужно только те навыки, которые могут пригодиться на новой должности. Для офисного работника вовсе необязательно указывать категорию водительских прав, но таксисту, водителю или курьеру без этого никак не обойтись.

Навыки необходимо конкретизировать. Если соискатель пишет о владении английским языком, ему стоит обозначить и свой уровень (от А1 до С2). Определиться помогут бесплатные тесты в Интернете, оценивающие степень знания иностранного. Тем, кто ищет работу в сфере программирования, в резюме нужно будет обязательно указать название «рабочего» языка (Java, Python и т.д.).

О себе

Никто не ждет, что соискатель выдаст в этом пункте огромный перечень своих хобби (прыжки с парашютом, шоппинг, прогулки с любимой собакой). Сконцентрироваться стоит на описании тех личных качеств, которые точно пригодятся на новом месте работы.

Молодому специалисту, желающему устроиться на руководящую должность, можно написать, что во время учебы в университете ему приходилось часто организовывать научные конференции, выступать перед большим количеством людей, проводить презентации, состоять в студенческом совете и т.д.

Не стоит использовать безликие клише вроде «Я исполнительный, уверенный в себе, стрессоустойчивый» ‒ ими пестрят тысячи других резюме. Вместо скучных прилагательных лучше написать короткие, но выразительные предложения: «Не боюсь большого количества работы, всегда довожу дело до конца. Преодолел страх публичных выступлений еще на студенческой скамье. Не паникую в сложных ситуациях».

Рекомендации

Рекомендательные письма с предыдущих мест работы необязательны для трудоустройства в новую компанию. Однако для соискателя они могут стать дополнительным преимуществом перед конкурентами.

Рекомендательное письмо по просьбе увольняющегося сотрудника составляет его непосредственный начальник. Оно пишется в свободной форме, никаких строгих канонов нет. Понимающий руководитель может указать в письме именно те профессиональные и личные качества сотрудника, которые пригодятся ему при устройстве на конкретную новую должность.

Однако даже описание деятельности работника в очень общих положительных чертах может сыграть ему на руку. По крайней мере будущий работодатель будет знать, что соискатель способен «уживаться» с начальством, раз ему не было отказано в написании положительного отзыва.

Примеры и образцы резюме для разных профессий

Ниже вы можете скачать примеры и образцы резюме в формате word для различных профессий. Рекомендуем изучить все варианты, более короткие и более подробные по форме.

Бухгалтер скачать образец
Учитель скачать образец
Менеджер по продажам скачать образец
Резюме для людей без опыта работы скачать образец

Сопроводительное письмо

Помимо рекомендаций, соискатель может приложить к резюме сопроводительное письмо. Оно составляется самостоятельно, без участия начальства с предыдущего места работы.

сопроводительное письмо к резюме

Главное в этом приложении – грамотность, лаконичность и четкая структура. Начать следует с приветствия. В основной части необходимо указать, на какую должность претендует соискатель, почему его заинтересовала данная вакансия, какой практический опыт он имеет. Затем нужно подчеркнуть свое желание получить должность. Чем меньше необходимого опыта, тем с большим энтузиазмом придется писать о своем желании работать именно в этой конкретной компании. В заключении достаточно будет просто попрощаться и продублировать контактную информацию.

Письмо не должно быть шаблонным. Соискателю, рассылающему одинаковые письма для разных компаний, следует понимать, что и отношение к кандидату, не выразившему особой заинтересованности в получении должности, будет соответствующим. В то же время, не стоит упражняться в остроумии и превращать сопроводительное письмо в потешный рассказ. Чувство юмора у всех разное.

Примеры и образцы сопроводительных писем

Ниже вы можете бесплатно скачать в формате Word примеры и образцы сопроводительных писем для разных вакансий. Рекомендуем скачать и посмотреть все варианты. Часть из них написаны в короткой форме, часть — в подробной.

Торговый представитель скачать образец
Бухгалтер скачать пример
Менеджер скачать пример

Резюме, составленное с учетом данных рекомендаций, вряд ли ускользнет от внимания непосредственного работодателя или HR-менеджера. Правильный подход к оформлению, лаконичность, логичность и грамотность текста обеспечат преимущество соискателя перед менее старательными конкурентами.