Карты Великобритании

Великобритания — островное государство в Северо-Западной части Европы, состоит из 4 исторических провинций: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

Интерактивные карты

Вы можете воспользоваться этой интерактивной картой с изменяющимся масштабом, чтобы найти нужный населенный пунт, объект или достопримечательность в Великобритании.

Возможно вам будет удобнее воспользоваться другой, местами более детальной картой страны, которую можно также переключить в режим спутникового, погодного или рельефного просмотра.

Туристические карты

Удобная карта Великобритании с указанием основных частей страны, основных городов, автомобильных шоссе и аэропортов.
карта Великобритании

Карта страны на английском языке, на которой кроме основных городов, можно увидеть и рельеф страны.
географическая карта Великобритании

Учебная и аналитическая информация

Материал курса физической географии Великобритании позволяет расширить понятия учащихся о классификации карт по трем основным принципам — по охвату территория, по масштабу и по содержанию — и дать понятие о типах карт с разным назначением.

К тем сведениям, которые ученики в VI классе получили о видах карт с разным охватом территории, в курсе физической географии Великобритании прибавляется их знакомство с различными картами Британского Содружества и с картами его отдельных районов.

Если продолжить характеристику этих двух новых групп карт — карт государства и карты части страны, — можно привести о них следующие сведения.

Карты Великобритании показывают часть территории материка Евразии. Поэтому масштаб настольных карт Великобритании (в атласах, в учебнике) крупнее масштаба карт материков. Так, карты Евразии в атласе для VI класса имеют масштаб 1:50000000 (в 1 см — 500 км), а карты Великобритании в атласе для VII класса построены в масштабах от 1:45000000 до 1:25000000. Соответственно они подробнее и точнее карты материка. Карты частей Великобритании имеют в атласе еще более крупный масштаб (от 1:12500000 до 1:5000000). Но все эти карты относятся к группе мелкомасштабных карт.

Расширение понятия о классификации карты по содержанию может идти в этом курсе по двум направлениям: путем знакомства с топографическими картами и с видами мелкомасштабных тематических карт природы.

Как можно видеть на рисунке, топографические карты представляют собой крупномасштабную разновидность общегеографических карт. Это отражено и в их определении, данном в учебнике физической географии.

В учебнике по физической географии дана довольно подробная характеристика британских топографических карт. В разделе «Карты и работа с ними» выделены и описаны следующие их особенности:

  • подробность изображения, свойственная всем крупномасштабным картам;
  • их назначение служить для детального изучения территории, ориентироваться по картам, выполнять по ним измерения и расчеты;
  • применение на них в большом количестве внемасштабных условных знаков;
  • для удобства использования топографические карты составлены из отдельных листов, ограниченных линиями картографической сетки в форме трапеции;
  • каждый лист имеет название в определенной системе номенклатуры этих карт. В основе этой системы — номенклатура карты в масштабе 1:1000000;
  • рельеф на топографических картах изображен способами отметок высоты и горизонталей, что позволяет с большой точностью определять абсолютные и относительные высоты точек;
  • под южной рамкой листа помещают шкалу заложения, позволяющую измерять по карте крутизну склонов;
  • под южной же рамкой листа изображена схема направлений, с помощью которой можно по дирекционным углам узнавать истинные и машинные азимуты направлений.

К перечисленным особенностям советских топографических карт следует добавить очень важную их черту: благодаря картографической проекции, в которой они построены, на них отсутствуют искажения, т.е. всюду сохраняется главный масштаб.

В беседе с учащимися о назначении топографических карт необходимо, кроме приведенных в учебнике видов их использования, отметить, что на основе топографических карт строят крупномасштабные тематические карты — геологические, лесные, почвенные и многие другие. В этом также состоит важная функция топографических карт.

Работая со многими учебными картами природы в VII классе, рекомендуется с целью связи обучения с жизнью знакомить учащихся с картами справочного назначения, с которыми им, возможно, придется сталкиваться после окончания школы.

В качестве справочных карт учитель может привлечь карты из «Географического атласа для учителей средней школы». Из карт иного назначения в классе могут демонстрироваться туристские карты своего края.

Содержание курса экономической географии позволяет расширить представление учащихся о классификации социально- экономических карт. В учебнике этого курса наряду с общеэкономическими картами имеются карты крупных отраслей народного хозяйства — промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Из карт промышленности есть общепромышленные, территориально-промышленных комплексов, промышленных узлов и отдельных отраслей, из карт сельского хозяйства — сельскохозяйственного районирования и отдельных отраслей. При первом использовании карты каждого рода полезно фиксировать внимание учащихся на различии в ее тематике сравнительно с уже известными картами.

Например, среди карт промышленности имеется отраслевая карта нефтяной промышленности. В то же время нефтяная промышленность может оказаться частью содержания общепромышленной карты какого-то экономического района. По мере изучения курса экономической географии СССР у учащихся должны складываться представления о следующих классификационных понятиях: «общепромышленная карта», «карта сельского хозяйства», «карта транспорта», «карта отрасли промышленности (сельского хозяйства ИЛИ транспорта)».

В курсе экономической географии зарубежных стран в распоряжении девятиклассников много текстовых и приложенных к учебнику карт разного содержания: населения (ото размещения, миграции, профессиональной и иной характеристики, его культуры), политические (экономической экспансии США), политиков административные и другие. За счет этих типов карт может идти расширение сведений о классификации тематических карт в атом класс.

Кроме того, в силу большого количества и разнообразия карт хозяйства желательно ознакомление учащихся девятых классов с понятиями общеэкономической карты, карты отрасли промышленности (транспорта, сельского хозяйства), карт, показывающих широкие отрасли, и карт подотраслей (поскольку те и другие в учебнике представлены).

К созданию карт в научно-производственном смысле ведет длинная цепь разнородных операций. Их изготовление, начинаясь с задания на карту, проходит затем ряд этапов, в частности сбор материалов или съемки местности, составление, оформление, подготовка к изданию, и завершается изданием.

Программа школьного курса географии предусматривает ознакомление школьников лишь с отдельными операциями, нужными для изготовления простых схем местности или несложных рукописных мелкомасштабных карт. Соответствующие этим операциям понятия отмечены на рисунке.

Из всех основных этапов создания карт на уроках географии в V и VII классах изучается съемка и во всех классах составление схематических карт на основе контурной карты. При этом составление таких карт каким-то конкретным методом картографирования оговорено в программе или в тексте учебников курсов экономической географии.

Съемка местности в начальном курсе физической географии подробно описана в учебнике. В курсе физической географии предусмотрена глазомерная съемка небольшого участка местности с использованием приема засечки. Проведение такой съемки с применением прямой засечки описано в пособии для учителей «Изготовление географических карт в школе».

Обратную засечку можно применить при съемке для нахождения на плане точки местности, на которой находится съемщик.

Собравшись с группой учеников в конце съемки на возвышенном и открытом месте, с которого видно несколько объектов, показанных уже на плане, нужно ориентировать планшет. После этого визирную линейку направляют поочередно на 2—3 предмета местности. Прочерчивают направления от этих предметов линиями, касающимися их условных обозначений на плане. Место стояния группы оказывается в точке пересечения линий. Чтобы эту точку получить, достаточно пересечения двух направлений. Третье направление полезно для уточнения ее положения на плане.

В программу экскурсии по этому курсу включено также составление физико-географического профиля местности. Его основой служит топографический профиль, изображающий вертикальный разрез форм рельефа. Съемка топографического профиля проводится следующим образом.

Для ее проведения нужны самодельный пишолир (высотой в 1 м), компас и тетрадь в клетку.

На местности устанавливают до компасу направление профильной линии, начальный и конечный пункты маршрута. При этом стремятся охватить маршрутам формы рельефа, характерные для района экскурсии (обычно чередование речных долин и водоразделов). Длину рабочей части маршрута не следует делать длиннее 1 км. При этой работе съемщик имеет возможность узнать не абсолютные высоты точек местности, а их относительные высоты. Съемку целесообразно начинать с самой низкой точки пути, которой обычно является уровень местной реки, ручья или озера. Двигаясь от начальной точки по маршруту, измеряют горизонтальные расстояния между характерными точками рельефа и превышение каждой точки над предыдущей.

Горизонтальные размеры встреченных на пути форм рельефа и их элементов измеряют шагами, считая для простоты, что длина одного шага семиклассника равна 0,5 м. На неудобных для непосредственного измерения шагами отрезков пути — в русле реки, на крутых склонах и т. п. — расстояния измеряют на глаз. Одновременно зарисовывают схематически рельеф местности вдоль маршрута, записывая под рисунком результаты.

1 комментарий
  1. Интересно, как эта страна делиться на части.. Шотландия, Уэльс. Хоть посмотрел на карте то, о чем раньше только в книжках читал.

Комментарии закрыты.