Семья на Пуэрто-Рико


Этнокультурная основа современной пуэрто-риканской семьи формировалась более 400 лет. Главным действующим лицом при этом с самого начала выступали испанцы, что фактически было предопределено их политическими, экономическими и социально-демографическими приоритетами в колониальной жизни острова. Участие двух этнорасовых групп населения Пуэрто-Рико в формировании семейных традиций — индейцев, живших здесь задолго до открытия Америки европейцами, и негров рабов, завозившихся испанцами, — очень относительно. Индейцы, по мнению большинства исследователей, физически прекратили свое существование на острове вскоре после завоевания его испанцами. Что касается негров, то, попав в положение рабов, они на протяжении жизни многих поколений были лишены возможности сохранять свою материнскую культуру, традиции и обычаи предков. Правда, в научной литературе нескольких последних десятилетий идет дискуссия о причастности африканских культурных начал к устойчивому существованию в карибских обществах особого типа семьи — матрифокальной, состоящей из матери и детей. Однако параллельно обсуждается и ряд других факторов, имеющих в этом плане едва ли меньшее значение, о чем речь пойдет ниже.

Становление семейных традиций на Пуэрто-Рико

Наличие сильной этнокультурной магистрали в становлении семейных традиций на Пуэрто-Рико не привело, однако, к их однозначной унификации. Причин тому немало, но самая главная — это разнообразие форм хозяйственной деятельности, обусловившее неодинаковые темны и направления социокультурных процессов в различных регионах острова. Впервые хозяйственно-культурные ареалы на Пуэрто-Рико были выделены известным американским антропологом Дж. Стьюардом (основоположником теории многолинейной эволюции) совместно со своими коллегами Р. Маннером, С. Минцем и Е. Вульфом, проводившими в 50-х годах фундаментальные полевые исследования на острове. По мнению ученых, первостепенное значение в развитии его экономики сыграли три сельскохозяйственные культуры — сахарный тростник, табак и кофе. В зависимости от их распределения на территории Пуэрто-Рико и было обосновано существование здесь трех хозяйственно-культурных ареалов:

  1. зона культивации сахарного тростника — прибрежные (главным образом южные) районы;
  2. „табачная зона” — центральные гористые районы в восточной части;
  3. зона выращивания кофе — гористые западные районы центральной части.
Семья на Пуэрто-Рико

Социально-экономическое развитие регионов Пуэрто-Рико

Социально-экономическое развитие каждого из этих регионов шло различными темпами. Так, для зоны культивации сахарного тростника еще в XIX в. характерны были капиталистические формы хозяйствования. После присоединения острова к США в 1898 г. процессы концентрации земли на сахарных плантациях и разорения мелких собственников, начавших пополнять собой ряды безземельных рабочих, особенно усилились. В начале XX в. большинство населения здесь представляло собой однородную в социокультурном отношении массу людей с ярко выраженной негритянской соматикой. Если воспользоваться некоей условной шкалой интенсивности функционирования семейных традиций, заложенных испанской культурой, то в этом регионе они будут наименее ортодоксальными, быстро приспосабливающимися к новым экономическим и социальным реальностям.

В районе культивирования кофе также происходили процессы концентрации земли в руках крупных собственников и высвобождение рабочей силы. Однако сама специфика выращивания кофе, а также относительно медленное развитие технологии его культивирования делали возможным существование в этих районах как крупных хозяйств (асьенд), использовавших наемный труд, так и мелких участков, обрабатывавшихся силами одной семьи. Вплоть до середины XX в. здесь существовало немало крестьянских семей, ведших натуральное хозяйство. Основную массу населения составляли белые, иногда с „налетом” индейской крови. В „кофейном” регионе, более чем где-либо на острове, наблюдалась консервация традиционного образа жизни семьи. В немалой степени этому способствовало и то обстоятельство, что доступ к горным районам западной части Пуэрто-Рико всегда был очень труден. И в середине нашего столетия там еще было очень мало дорог и других коммуникаций.

Что же касается табачного района, то он представляется наиболее противоречивым в социокультурном отношении по сравнению с двумя упомянутыми выше. Здесь в течение всех минувших десятилетий XX в. отмечена высокая подвижность социальной культуры населения. Благодаря высокой урожайности табака издольщик мог в течение года собрать достаточно денег для покупки собственного участка земли и тем самым перейти в положение мелкого собственника. В эти районы чаще всего мигрировали сельскохозяйственные рабочие прибрежных плантаций, разрушая территориальную замкнутость местного населения, создавая большую композиционную сложность расовой ситуации, увеличивая разнообразие культурно-бытовых традиций. Здесь наблюдалось и более активное по сравнению, например, с кофейным регионом проникновение североамериканского капитала, вызванное целым рядом обстоятельств экономического характера. Это означало появление относительно большого числа промышленных предприятий, строительство дорог, более живую связь населения с городом. Уклад жизни семьи отличался большим разнообразием форм, сочетанием традиций с инновациями, восприимчивостью к американскому влиянию.

Региональные модификации традиционного уклада жизни пуэрто-риканской семьи сложились задолго до начала XX в., и в первые десятилетия нашего столетия они еще были весьма ощутимы. Однако уже с 30-х годов начинает набирать силу процесс, который способствовал их исчезновению. Речь идет о миграции сельского населения в города, вызванной массированной индустриализацией экономики страны. Доля сельских жителей, составлявших подавляющее большинство в начале века (в 1910 г. более 80%), стала неуклонно уменьшаться; к 1950 г. она уже снизилась до 50,5, а к 1970 г. — до 35,5%. Население городов, напротив, резко возросло, но неравномерно. Наибольшей степени концентрация мигрирующих из села достигла в столице Сан-Хуане, где к 1970 г. число жителей увеличилось до 851 тыс., что составило более 30% всего населения страны. Тенденция к увеличению пропорции горожан сохранилась и в последующие годы.

Влияние урбанизации на Пуэрто-Рико

Тотальные масштабы урбанизации на Пуэрто-Рико изменили направление социокультурных процессов. Город практически снивелировал региональные различия в образе жизни выходцев из села, но усилил социальные барьеры между ними. Нормативно-ценностные установки семьи среди представителей высших слоев населения, среднего класса и бедняков стали трансформироваться по различным схемам. Иными словами, относительно второй половины XX в. для Пуэрто-Рико следует говорить уже не о региональных различиях в традиционном укладе преимущественно сельской семьи, а о социальных различиях преимущественно городской семьи.

Феномен последней вообще достаточно неординарен. Еще в начале XX в. он содержал в себе лишь два субкультурных компонента, согласно старому двухклассовому делению пуэрто-риканского города колониальных времен — аристократический и „трущобный”. Начиная примерно с 30-х годов быстрый рост численности представителей среднего класса изменил это соотношение в свою пользу, но формирование социальной структуры городской семьи как института не закончилось.

Постоянный приток сельских жителей, неспособных (и не имеющих возможности) сразу включиться в социальную структуру города, создавал и создает довольно значительный популяционный массив, который в течение вот уже нескольких десятилетий занимает определенную территорию и сохраняет особый стиль жизни. Этот „город хижин” представляет собой очень характерную для пуэрто-риканского города форму поселения. В 1970 г., например, на острове насчитывалось около 421 городов хижин, они объединяли в общей сложности приблизительно 80 тыс. семей. Их следует отличать от поселений городских трущоб. Последние олицетворяют собой наихудшие, гибельные стороны жизни современных индустриальных городов, в то время как город хижин — явление маргинальное в социокультурном отношении, своего рода резерв среднего класса.

В Сан-Хуане начала 60-х годов 46% семей, проживавших в городе хижин (здесь он называется Пелотеро), имели доход более 2 тыс. долларов в год, т.е. выше официального уровня бедности на Пуэрто-Рико тех лет. Конечно, все относительно, и с точки зрения жителей США, уровень бедности которых в 1960 г. составлял 3 тыс. долларов, Пелотеро был городом нищих. Но на самом острове, где ежегодный доход на душу населения в городе более чем в 2 раза превышал этот же показатель по сельской местности (соответственно 945 и 408 долларов), уровень жизни семьи в Пелотеро считался не самым низким. Здесь, например, 83% семей владели собственными домами. Правда, по большей части это были одноэтажные строения, насчитывавшие одну-две спальные комнаты, с местами общего пользования во дворе. Но, как только доход семьи начинал расти, такое жилище достраивалось, отделывалось, улучшалась его планировка. Со временем дом, приобретший достаточно товарный вид, обычно продавался (как правило, родственникам или знакомым из деревни) и семья перебиралась в более респектабельный район Сан-Хуана, уступая место в Пелотеро новым мигрантам.

Подвижность социальной структуры города хижин не способствовала закреплению здесь каких-либо ярко выраженных элементов тех культур, которые так или иначе несли с собой сельские переселенцы из разных регионов страны. Здесь формировалась своя собственная субкультура, спонтанно проявляющая некоторые черты сельского быта (в интерьере, пище, методах народной медицины), но в целом ориентированная на образ жизни большого города. Причем именно пуэрто-риканского города, где почти полностью американизированные внешние стороны быта причудливо сочетаются с этническим консерватизмом интимной жизни.

Город хижин, надо сказать, как бы фокусирует в себе многие проблемы этнокультурной специфики островитян, что, видимо, дает нам право (имея в виду недостаточность полевого материала) использовать имеющуюся по нему информацию наравне с основными, уже упоминавшимися выше хозяйственно-культурными ареалами Пуэрто-Рико для характеристики тех или иных сфер семейного уклада на острове.

Комментарии и вопросы
Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


*

code